Согласно более аргументированному мнению, наличие долга, будь он просроченным или нет, не является причиной для невыплаты обязательного закята.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Аль-Мавсуа аль-Кувейтия»)
2.Как быть тем мусульманам, которые в середине Рамадана выехали в страну, где пост начали соблюдать на день раньше, если праздничный день там объявят тоже на день раньше? Ведь у них получится только 28 постов?
Человеку нужно отпраздновать Ид аль-Фитр именно в тот день, который объявили праздничным в той местности, где он пребывает, несмотря на то, что он находился там с начала месяца Рамадан, или прибыл в середине месяца, или даже приехал в день праздника. Иначе говоря, в данном случае он должен разговеться в тот день, который объявят праздничным в той местности. Поститься в Ид ему запрещено.
Если у того, кто разговелся в этот день, общее количество постов достигло 28 дней, он после праздника должен возместить только один пост, чтобы довести его до 29 дней.
Кроме того, если в той стране объявили Ид на день раньше и паломник, отметив праздник разговения вместе с ними, прилетит в Дагестан до вечернего азана, где люди ещё держат пост, он должен воздержаться от всего, что нарушает его, до наступления времени разговения.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с «Хашия аш-Ширвани»)
3.Можно ли клясться не именем Аллаhа I, а Пророком r, матерью и т. д.?
Клятва, данная именем чего-либо или кого-либо, кроме имени Аллаhа I или Его сифатов (атрибутов), не считается и даже греховна, по мнению некоторых учёных.
Для примера можно привести формы клятвы именем Всевышнего: «Клянусь Аллаhом I», или «Клянусь Господом миров», или «Клянусь Тем, в Чьей власти моя жизнь» и т.д.
В хадисе Пророка r говорится: «Кто даст клятву чем-либо, помимо имени Аллаhа I, тот впадает в неверие», в другом предании: «…станет мушриком» (аль-Хаким). Однако в хадисе имеется в виду именно тот случай, когда человек клянётся не именем Аллаhа I, намереваясь возвысить имя того, кем он поклялся, до величия Всевышнего Аллаhа.
Согласно более аргументированному мнению, клятва, данная не именем Аллаhа I или Его атрибутами, считается нежелательной, а не запретной.
(«Мугни аль-Мухтадж»)
4.Должна ли жена выплачивать за себя закят уль-фитр, если она состоятельна, а муж нет?
Согласно более аргументированному мнению, если муж несостоятелен, а жена покорная, послушная, она не обязана выплачивать за себя закят уль-фитр, несмотря на то, что она богата. Однако ей желательно выплатить, так как на этот счёт среди учёных есть разногласия.
Если же жена непокорная, строптивая, то она обязана выплатить закят аль-фитр за себя.
Примечание:
В любом случае жена вправе выплатить за себя закят уль-фитр и без разрешения мужа.
Несостоятельность человека учитывается именно на момент выплаты закята уль-фитра, а это, по более достоверному мнению, время после захода солнца в последний день Рамадана.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с «Хашия аш-Ширвани»)
5.Что делать, если в населённом пункте, где человек живёт, нет людей, которым полагается выплатить закят уль-фитр?
Если в течение месяца Рамадан человек заранее не выплатил закят уль-фитр, то его нужно выплатить и раздать в том населённом пункте, в котором он находится в момент захода солнца в последний день этого месяца.
Если же человек находится в населённом пункте, где нет людей, которым полагается закят уль-фитр, то, согласно более аргументированному мнению, он обязан отправить его в ближайший населённый пункт, где таковые есть.
Если он отправит его дальше ближайшего населённого пункта, закят не засчитается, и человеку запишется грех.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с «Хашия аш-Ширвани»)
6.Запишется ли вознаграждение за намаз, совершённый без омовения по забывчивости?
Намаз, совершённый без омовения, необходимо совершить заново с соблюдением всех условий, если время намаза ещё не вышло. Если время вышло, то обязательно нужно его возместить. Что касается вознаграждения, человек получит его за намерение совершить молитву, а также за прочитанные азкары (молитвы), аяты (Корана), тасбихи (слова прославления Всевышнего), для чтения которых не обязательно наличие омовения.
Таково решение относительно любого поклонения, которое было совершено без омовения или другого условия по забывчивости.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Нихаят аль-Мухтадж»)
7.Что отдают в качестве закята уль-фитра (закята по случаю окончания поста в месяц Рамадан) и каков его размер?
В качестве закята уль-фитра выплачивают один са’ (мера веса) основного продукта, который употребляется в данном населённом пункте.
Согласно мнению имама аш-Шафии, са’ равен 2304 граммам. В нём четыре мудда, один мудд равен 576 граммам.
А согласно мнению имама Абу Ханифы, са’ равен 3494,4 г, а половина са’ – 1747,2 г, и в качестве закята уль-фитра в этом мазхабе достаточно выплатить половину са’а пшеницы или его стоимость.
Аргументация:
Имам Джалалуддин аль-Махалли в своей книге «Канз ар-Рагибин» пишет: «Разновидностью обязательного са’ являются продукты питания (например, пшеница, кукуруза, бобы и т. д.), которые облагаются закятом в виде одной десятой части. А также достаточно для закята уль-фитра са’ сыра, согласно более верному мнению. А также молоко и творог тем, у кого они являются основным продуктом питания.
В каждом населённом пункте обязательно выплачивать закят уль-фитр с основного продукта питания (например, если это хлеб, то закят уль-фитр выплачивают пшеницей), а согласно слабому мнению, – из продуктов питания человека, а также существует мнение, что человек вправе выбрать любой из продуктов питания».
Аш-Шурунбулали, учёный мазхаба имама Абу Ханифы, в своей книге «Марак аль-Фалях» пишет: «Закят аль-фитр – это половина са’ (1747,2 г) пшеницы или пшеничной муки, а также полный са’ фиников, изюма или ячменя, и он (са’) равен 8 ритлям – 3494,4 г). Также разрешено выплатить стоимость закята уль-фитра любого из этих перечисленных продуктов. Если продукты питания имеются в изобилии, то выплата их стоимости предпочтительнее, так как их стоимость лучше удовлетворяет нужды бедняка. А если время бедственное, то лучше пшеницей, ячменём и другим съестным, чем стоимостью».
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).