поделиться

Учитель, опередивший время

25 марта исполняется 192 года со дня рождения Зайнуллы Расулева – выдающегося религиозного деятеля, духовного наставника, просветителя.

Его имя прочно вписано в историю исламского просвещения России. В сложные времена, в период социальных перемен он смог создать систему мусульманского образования, в которой сочетались Шариат, философия суфизма и светские знания.

Одним из главных достижений Зайнуллы аш-Шарифи стало создание медресе нового типа. Он уделял особое внимание организации учебного процесса, стремясь не просто передавать религиозные знания, но и формировать у своих учеников широкой кругозор, духовную зрелость и критическое мышление.

Важной чертой Зайнуллы-ишана было то, что он следовал хадису Пророка Мухаммада r: «Лучший из вас – тот, кто наиболее полезен людям». Поэтому он учил своих последователей не отстраняться от социума, а, напротив, использовать свои знания и таланты во благо общества.

Зайнулла аш-Шарифи вдохновлял своих учеников на нахождение своего предназначения и раскрытие способностей. В его медресе система образования строилась на том, что наряду с исламскими науками изучались родной, арабский, персидский, турецкий и русский языки. Это давало возможность ученикам взаимодействовать с представителями других культур, читать современные труды учёных. В программу обучения входили математика, педагогика, психология, история, экономика, а также естественные науки, такие как география, физика, химия, зоология и т.д. Шакирды также приобщались к трудам древнегреческих философов Платона и Аристотеля, знакомились с работами аль-Фараби, Авиценны, аль-Газали, Ибн Рушда, читали поэзию Омара Хайяма, Рудаки, Фирдоуси, Низами, Руми, Саади, Хафиза. Во внеурочное время ученики организовывали литературные, театральные постановки. Одной из уникальных черт образовательной системы Зайнуллы-ишана было создание мастерской, оснащённой станками, где шакирды осваивали рабочие профессии. Это подчёркивало его убеждение, что труд – важнейший элемент воспитания. Кроме того, ремесленные специальности давали возможность выпускникам зарабатывать на жизнь. Такой подход обеспечивал воспитанникам не только духовное и интеллектуальное, но и экономическое самодостаточное развитие.

Отметим ключевые принципы, которым следовал Зайнулла Расулев при организации учебного заведения. Это дало отличные результаты и способствовало тому, что его выпускники стали не только богословами, но и учёными, писателями, врачами, общественными деятелями.

Прогрессивность и дальновидность

Зайнулла аш-Шарифи понимал, что нужно обучать не только знатоков Корана, но и людей, способных адаптироваться к изменяющемуся миру. Из-за этого он внедрял в программу обучения светские дисциплины, приобщал учеников к современным наукам.

Практическая польза знаний

Зайнулла бин Хабибулла считал, что религия не должна отрывать человека от жизни, а, наоборот, должна помогать ему в ней. Поэтому он развивал систему образования, где знания имели прикладное значение.

Синтез духовного и материального

Зайнулла-ишан был сторонником того, чтобы шакирд был развит как интеллектуально, так и физически, обладал высокой нравственностью и умел обеспечивать себя.

Таким образом, сегодня в условиях стремительно меняющегося и перенасыщенного информацией общества идеи Зайнуллы аш-Шарифи остаются актуальными, так как они противостоят разрушительным тенденциям, сохраняя духовные смыслы традиционного Ислама. На примере медресе «Расулия» Зайнулла-ишан показал, что религия и светская философия, религиозное и научное мировоззрения могут сосуществовать и вместе способствовать духовному развитию, помогать в защите традиционных ценностей.

Деятельность Зайнуллы Расулева стала воплощением истинных чувств, мыслей и поступков праведного мусульманина, примером человеколюбия и стремления к добру. После ссылки, вместо того чтобы озлобиться или замкнуться в себе, он вернулся и начал ещё активнее работать на благо общества. Он не просто преподавал, он развивал мусульманское образование и воспитывал население.

Пример Зайнуллы-ишана показывает, что Ислам – это не уход в аскетизм или ограничение себя законами, а гармоничное сочетание норм Шариата и активного вклада в общество. Именно такой подход раскрывает потенциал человека, помогая ему быть не просто верующим, но и деятелем, способным изменить мир.

Ляйсан Бахтиева