поделиться

Ответы на вопросы от 15.3.2025 (по Ханафи)

1.Расскажите, пожалуйста, о порядке совершения праздничного намаза Ид аль-Фитр.

Вначале намереваемся совершить праздничный намаз: «Я намерился совершить праздничный намаз Ид аль-Фитр». Если человек совершает намаз за имамом, коллективно, то он в намерении дополнительно указывает, что за имамом. После такбират аль-ихрам (вступительного «Аллаhу Акбар») имам и молящиеся за ним произносят мольбу «Сана» («Субха́нака Алла́hумма ва таба́рака смука, ва таалa джаддука, ва лá ила́ха гайрук»), после чего все произносят три дополнительных такбира, поднимая руки для каждого из них до уровня ушей. Чтение каждого такбира является необходимым (ваджибом), а поднимание рук во время их чтения является сунной. Далее при такбире для поясного поклона руки не поднимаются.

Затем имам тихо читает таавуз («Ау́зу билЛáhи мина шшайтани рраджи́м»), затем басмалу («Бисмиллáhи ррахма́ни ррахи́м») и громко читает суру «Аль-Фатиха», после неё – другую суру (в первом ракаате желательно прочитать суру «Аль-А‘ля») или три любых аята из Корана. Далее он совершает поясной поклон и продолжает ракаат как обычно. Встав на второй ракаат, он тихо читает басмалу, далее громко – суру «Аль-Фатиха», затем любую суру (во втором ракаате желательно «Аль-Гашия») или три любых аята. Затем необходимо (ваджиб) прочитать три дополнительных такбира, поднимая руки для каждого из них, как и в первом ракаате. Далее, произнеся такбир, не поднимая рук, он идёт на поясной поклон и, как обычно, продолжает намаз. В конце сидя читает ташаххуд (ат-тахият) и произносит салям, тем самым завершает свой намаз.

После молитвы имам читает две проповеди (хутбы), в которых рассказывает о том, как правильно исполнить обряд выплаты закята уль-фитр.

(«Мараки аль-Фалях»)

2.Какие желательные действия следует совершить перед выходом на праздничный намаз?

В праздничный день (1-го числа месяца Шавваль), прежде чем выйти на намаз, рекомендуется (мустахаб) съесть нечётное число фиников или чего-либо сладкого. От Анаса رضي الله عنه передаётся: «Посланник Аллаhа  не выходил утром (на праздничный намаз), не скушав нечётное количество фиников» (аль-Бухари). Также желательно совершить купание, нанести благовония, использовать зубную палочку (сивак), надеть лучшую одежду. Важно вовремя выплатить закят уль-фитр (необходимую милостыню в честь окончания поста), и желательно отдать его до того, как приступить к праздничному намазу. Желательно по возможности отправиться на намаз пешком, тихо читая такбиры («Алла́hу Акбар, Алла́hу Акбар, лá илáhа илла Лла́hу, ваЛла́hу Акбар, Алла́hу Акбар ва ли лЛáhи ль-хамд»), по одному пути, а вернуться домой по другой дороге. Следует отметить, что после восхода солнца до праздничного намаза нежелательно (карахат) совершение желательных суннат-намазов, будь то в мечети или дома, в любом месте, где человек собирается совершать праздничный намаз. После совершения праздничного намаза нет нежелательности в совершении дополнительных суннат-намазов.

(«Марак аль-Фалях»)

3.Вижу, как многие люди покидают мечеть после таравиха. Думаю, они откладывают витр для совершения его после тахаджуда. Можете ли вы дать какой-нибудь совет относительно важности совместного совершения витра в этом месяце? Или всё же желательно отложить его до поздней ночи?

Совместное совершение витра – особенность месяца Рамадан, и это является более благодатным действием. Со времён сахабов (сподвижников Пророка ﷺ) до сегодняшнего дня витр-намаз в течение месяца Рамадан всегда совершался коллективно. Это была твёрдая практика сахабов, табиинов и их последователей из числа учёных общины Мухаммада ﷺ.

Великие правоведы и мухаддисы раннего периода сошлись во мнении, что коллективное совершение витр-намаза в Рамадан более предпочтительно, чем его совершение во второй половине ночи (после тахаджуд-намаза).

Количество ракаатов, которые Пророк ﷺ совершал по ночам, было известно сахабам и засвидетельствовано ими. Они находились с ним во время совершения им намаза. Они видели, что он делал, и были полностью осведомлены о том, сколько ракаатов он совершил в совместной молитве. Именно с полным пониманием и знанием практики Пророка ﷺ сахабы единогласно придерживались совершения 20 ракаатов таравиха, а также витр-намаза с джамаатом. Если бы это их действие противоречило тому, как поступал Пророк ﷺ, тогда их исправили бы другие. Однако все, даже жёны Посланника Господа ﷺ, его зятья, его внуки, дочери, другие члены семьи или преданные последователи, согласились с тем, чтобы совершать витр-намаз коллективно после таравих-намазов. Основываясь на согласии (иджме) сахабов, делается вывод, что 20 ракаатов таравих-намаза вместе с совершением витра с джамаатом соответствуют сунне Пророка ﷺ.

По этому поводу в знаменитой книге по фикху (исламскому праву) «Нур уль-Идах» говорится: «Витр-намаз человека в джамаате в Рамадан более предпочтителен, чем его индивидуальное совершение во второй половине ночи, как указано в суждении Кази Хана». Комментируя приведённое выше утверждение, великий правовед и автор книги «Марик аль-Фалях» утверждает: «Совершение витра с общиной является предпочтительным ввиду наличия того факта, что поскольку джамаат разрешён для этого, то становится добродетельным [делать это подобным образом]. В том числе основываются на том, что Умар رضي الله عنه совершал витр коллективно, а также [это приводится] в «Аль-Фатхе» и «Аль-Бурхане» (обе являются достоверными книгами по исламской юриспруденции)». Очевидно, что мнение великого правоведа Кази Хана является предпочтительным, поскольку Пророк ﷺ совершал витр-намаз вместе со сподвижниками, а после объяснил причину, по которой он перестал это делать: поскольку он боялся, что стояние ночью в Рамадан может стать обязательным для них.

(«Марак аль-Фалях»)

4.В начале Рамадана я буду находиться за границей. Там и хочу начать пост. Вернусь в Москву 18-го Рамадана и продолжу пост. Из-за разницы в календарях получится, что я буду поститься 31 день. Может, мне стоит отложить на один день пост за границей, ведь праздник я застану в Москве?

Находясь за границей в начале Рамадана, вы начинаете свой пост в Рамадан вместе с жителями той местности. Вернувшись в Москву, вы проводите остаток Рамадана так же, как и жители Москвы, и отмечаете праздник разговения вместе с ними. Если это приведёт к тому, что ваш пост будет длиться 31 день из-за того, что той стране месяц Рамадан начали на день раньше, то пусть так и будет, в этом нет ничего запретного.

(«Ахсан Фатава»)

5.Если во время поста в месяц Рамадан из-за стимуляции полового органа без намерения и желания произвести семяизвержение это всё же произошло, и человек искренне сожалеет, нужно ли поститься 60 дней, помимо возмещения этого дня поста?

Самостоятельная стимуляция половых органов (мастурбация) запрещена, особенно во время поста. Если это происходит во время поста, то при семяизвержении пост нарушается. Необходимо возместить нарушенный день поста. Каффара в 60 дней поста подряд в данном случае не устанавливается.

Поскольку это грех, следует искренне раскаяться и попросить Аллаhа ﷻ о прощении как за само деяние, так и за нарушение поста с твёрдым намерением более не возвращаться к этому греху.

(«Нихаят матляб фи Дираят Мазхаб»)

Ответы подготовил Мухаммад-Фарук Азимов. телефон: +7 967 939 65 62