Человеку не только разрешается не поститься, но и вменяется в обязанность несоблюдение поста, если есть риск возникновения опасности для здоровья, обострения течения уже существующей болезни или затягивания процесса выздоровления. При этом необходимо отличить серьёзное заболевание от лёгкого недомогания.
Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Дозволяется больному не поститься в месяц Рамазан, а также не соблюдать любой другой обязательный пост, если он может нанести человеку такой большой вред, по причине которого ему придётся совершить таяммум (даже при наличии воды)».
Далее он пишет: «Третья из причин, дозволяющих таяммум, – это состояние, при котором есть опасность, что использование воды может спровоцировать серьёзную болезнь или же усугубить её, или затянется выздоровление и т.д., по причине которых ему придётся совершить таяммум».
«Необходимо иметь намерение на шариатское разрешение (рухса) для дозволенности не соблюдать пост по причине болезни».
«Если путник и больной не соблюдают пост, то они обязаны возместить его после устранения причины (завершения пути и выздоровления)».
2.Достаточно ли сделать намерение сердцем или обязательно нужно произнести его вслух?
Намерение на пост – обязательное условие для его действительности. Намерение нужно сделать сердцем. Произносить его вслух необязательно, но желательно.
Предрассветная трапеза (сухур) не заменяет намерения поститься, даже если человек желает приобрести силы для поста. Не заменяет намерения и воздержание от пищи из опасения, что время утреннего азана приближается. Эти два действия не заменяют намерения на пост, пока человек не вспомнит о своём решении поститься в месяце Рамадан.
(«Ианат ат-Талибин»)
3.Принимается ли пост того, кто не совершает намаз?
Соблюдение поста в месяц Рамадан является четвёртым столпом Ислама, обязанностью, возложенной Всевышним на мусульман. Доводом к этому является аят из священного Корана (смысл комментария): «О верующие! Предписан вам пост (в месяц Рамадан) так же, как он был предписан тем, кто жил до вас, чтобы вы были богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).
Человек, оставляющий обязательные предписания религии, не отрицая их обязательности, является нечестивцем, но не становится неверующим (кафиром).
Если человек оставил намаз, но при этом не отрицает, что его совершение обязательно, то есть не молится из-за лени или других причин, он не выходит из религии и, следовательно, обязан соблюдать пост, и по воле Всевышнего пост принимается.
(«Мугни аль-Мухтадж»)
4.Что является нежелательным для постящегося?
Имам ад-Джурдани пишет в своей книге «Фатх аль-Аллам» следующее: «К нежелательным действиям поста относится, в частности, намеренное откладывание разговения из-за мнения, что это похвально. А если разговение откладывается из-за отсутствия того, чем можно было бы отпустить пост, либо из-за ожидания людей или еды, то тогда в этом нет нежелательности. Пробовать еду или что-либо при приготовлении пищи, если в этом есть необходимость, не будет нежелательным».
«Нежелательно также заходить в парную без необходимости, так как в этом есть наслаждение, не соответствующее посту, как об этом сказал аль-Курди; целовать, обнимать и прикасаться (то есть все прикосновения к телу без преграды) к жене с вожделением (в этом случае это будет карахату-тахримом – близким к запретному); использовать сивак после зенита до захода солнца; подвергаться кровопусканию, так как оно ослабляет тело, кровопусканию с использованием банок (хиджаме), делать кровопускание другим; спорить, ругаться.
А если постящегося будут ругать и бранить или побуждать к брани, то ему следует сказать про себя, что он соблюдает пост, воздерживаясь от того, что не подобает постящемуся, чтобы не лишиться его благодати».
Имам ибн Хаджар в своей книге «Аль-Манхаж аль-Кавим» пишет: «Постящемуся желательно (сунна) оставить дозволенные увлечения и наслаждения, не нарушающие поста: слышать, видеть, трогать, нюхать что-то. Например, нюхать такое растение, как базилик, притрагиваться к нему, смотреть на него, так как в этом есть увлечение, не соответствующее мудрости поста. Всё это является нежелательным (макрух) для постящегося».
(«Фатх аль-Аллам», «Аль-Манхаж аль-Кавим»)
5.Нужно ли возобновлять намерение, сделанное в начале месяца по мазхабу имама Малика, если оно было нарушено прерыванием одного дня поста?
Маликитский учёный ас-Сави в своих субкомментариях пишет: «Тот, кто умышленно нарушил пост, по мнению Мухаммада аль-Хаттаба, должен обновить своё намерение».
«И достаточно одного намерения для оставшихся дней».
Исходя из вышесказанного, если вы нарушили последовательность поста всего месяца, прервав его, то вы нарушили и намерение на целый месяц. Поэтому вы, согласно мазхабу имама Малика, должны сделать (возобновить) намерение поститься оставшееся время месяца Рамазан. И при этом вы не обязаны делать намерение каждую ночь.
6.Нарушается ли пост, если вышла кровь из носа?
Кровь, вышедшая из носа или из других частей тела (например, после хиджамы или из ран и т. д.), никак не влияет на действительность поста. Однако если постящийся человек почувствует, что у него пошла кровь из носа, а затем она непроизвольно через носоглотку попадёт в ротовую полость и он её выплюнет, то пост не нарушается. Пост нарушается, если он умышленно её проглотит. И в этом случае он должен воздержаться до конца дня от всего, что нарушает пост, а после Рамадана необходимо восполнить его.
Важно знать, что пост нарушается и в том случае, если у постящегося выйдет из носа кровь и он преднамеренно втянет её обратно или поднимет голову, вследствие чего кровь стечёт обратно и перейдёт границу носовой кости.
(«Нихаят аль-Мухтадж», «Аль-Манхаж аль-Кавим»)