поделиться

Ответы на вопросы от 1.3.2025 (по Ханафи)

1.Подскажите, пожалуйста: если муж поставил условие «я заберу тебя от родителей, но ты с ними общаться не будешь», как объяснить ему, что он не прав и что в такой ситуации невозможно сделать выбор?

Со стороны вашего мужа неправильно ставить вам условие не общаться с родителями. Общение с родителями – ваш долг как мусульманки. В Коране Аллаh I неоднократно подчёркивает важность поддержания хороших отношений с родителями (смысл): «И твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и быть добрым к своим родителям. Если один из них или оба достигнут рядом с тобой старости, то не говори им «уф!», не кричи на них и говори с ними уважительно. И склони перед ними обоими (родителями) крылья смирения из милости и говори (молясь за них): “Господи! Помилуй их, ведь они воспитали меня, когда я был маленьким”» (Коран, 17:23–24).

Условие, выставленное вашим супругом, не имеет веса и недействительно в религии. На вас не будет греха за общение с родителями и поддерживание хороших отношений с ними в рамках, дозволенных религией.

Если же общение с родителями переходит эти рамки – например, если вы рассказываете им о личных моментах, касающихся брака, которые нет нужды обсуждать с ними, и это приводит к проблемам в браке, – то от этого вам следует воздержаться. Если в браке имеется проблема, она должна решаться между вами и вашим мужем. Если же её невозможно решить без привлечения третьих лиц, то следует привлечь для посредничества третью сторону, порядочную, уважаемую и нейтральную по отношению к обеим сторонам.

2.Можно ли девушке принимать подарки от посторонних мужчин?

Обмен подарками между лицами противоположного пола, не приходящимися друг другу близкими родственниками (махрамами), дозволен. Однако при условии, что это не приведёт к смуте, соблазну, склонению к греху.  

(«Джавхару Найта»)

3.Как быть, если требуют взятку? К примеру, необходимо решить какой-либо вопрос, не противоречащий законодательству. Допустим, чиновник просит взятку для решения вопроса, который и так должен быть решён в соответствии с законом. Но без взятки чиновник не будет решать этот вопрос. При этом не нарушаются ничьи права. Просто человек хочет реализовать свои законные права, но без взятки у него это не получается. В этом случае я попадаю в грех или нет?

Взяточничество (рушва) является одним из больших грехов. Деньги, заработанные посредством взяточничества, также харам (недозволены). Последствия этого греха пожинает каждый, кто оказывается в подобной ситуации. Поначалу в него могут быть вовлечены лишь немногие, но в итоге он становится столь распространённым, что без взятки человек не может реализовать свои законные права.

Всевышний Аллаh говорит в Коране (смысл комментария): «Не проедайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы незаконно есть часть имущества людей [путём дачи взятки и лжесвидетельства], в то время как вы знаете [что совершаете недозволенное и греховное]» (сура «Аль-Бакара», аят 188).

В хадисе передаются слова Абдуллы ибн Амра d: «Посланник Аллаhа  проклял взяткодателя и взяточника» (Абу Давуд).

В этом хадисе проклят и тот, кто даёт взятку, и тот, кто её получает. В комментарии к данному высказыванию хадисоведы поясняли, что взяткодатель проклят в том случае, если он даёт взятку для обретения чего-либо не по праву. Например, взятка для получения преимущества в целях победы в тендере, взятка для получения тех или иных преференций, взятка для прохождения экзамена и т. д. В этом случае прокляты оба: и тот, кто дал взятку, и тот, кто её получил.

Но если человек вынужден заплатить взятку, чтобы уберечься от зульма (притеснения и несправедливости) против него, или чтобы реализовать своё право (что-то по праву полагается ему, но его право не будет реализовано без взятки), то в этом случае ему разрешается дать деньги для реализации своего права. В этом случае выплативший будет исключён из проклятия хадиса, и под проклятие попадёт лишь взяткополучатель, деньги будут для него недозволенными (харам).

В известной ханафитской книге «Мухит аль-Бурхани» имам Бурхануддин Бухари в отношении дозволенного и запретного по теме взяточничества говорил следующее: «Ещё одна форма взяточничества – когда человек даёт другому деньги из страха перед вредом, который может причинить тот человек. В результате он дарит ему деньги для предотвращения такого вреда от него. Или же даёт взятку правителю, чтобы уберечь себя или своё имущество от его притеснения».

Большинство алимов считают это дозволенным, поскольку человек тем самым использует своё имущество для защиты самого себя или же использует часть имущества для защиты другой его части. Всё это дозволено. Таким образом, выплата взятки для спасения себя от вреда и притеснений является дозволенной, если никаких иных вариантов нет.

4.Я хочу жениться на девушке, но мои родители против. Для них очень важна тема национальности, они хотят лишь «свою», потому что «своя» знает язык. Я не хочу идти против родителей, но и хочу, чтобы они согласились с моим выбором, потому что девушка очень воспитанная и хорошая, и, иншаАллаh, говорит, что, если выйдет за меня, наденет платок и будет ещё больше изучать религию. Так как же мне поступить?

Один из ключевых компонентов успешного брака – совместимость (кафаат). Это относится к совместимости в религии, социальном статусе, происхождении, культуре, национальности и иногда даже финансовом положении. Религия подчёркивает важность совместимости в этих вопросах, учитывая лучшие интересы обеих сторон, парня и девушки, чтобы у них были точки соприкосновения, которые помогли бы развить брачные отношения.

Но вместе с тем нет запрета на вступление в брак с представительницей другой культуры или национальности, если она благонравная. Пророк ﷺ взял в жёны госпожу Сафию бинт Хуяй, которая ранее была иудейкой. Когда она приняла религию Ислам, Посланник Аллаhа ﷺ женился на ней. И многие сподвижники вступали в брак с теми, кто принял Ислам, но относился к иным культурам и национальностям.

Пророк ﷺ дал следующий совет в отношении выбора супруги: «Женщину могут брать в жёны по четырём причинам: из-за её богатства, статуса, красоты и религии. Добивайся же религиозной, и будешь благословен» (аль-Бухари).

Важно, чтобы вы получили благословение и мольбы ваших родителей. Если вы всерьёз заинтересованы в браке с этой девушкой и чувствуете, что она будет хорошей женой для вас, вы можете попытаться переубедить своих родителей. Если они согласятся, то прекрасно. Если же нет, то вам следует послушаться родителей и позволить им помочь вам в выборе супруги, которой были бы довольны и вы, и они.

Вознесите мольбу ко Всевышнему Аллаhу, чтобы Он указал вам на верный путь в выборе жены и чтобы вами были довольны ваши родители.

Подготовил Мухаммад-Фарук Азимов. Телефон: +7 967 939 65 62