Имам аш-Шафии сказал: «До нас дошло, что есть пять ночей, когда мольба принимается». И перечислил среди них серединную ночь месяца Шаабан. Учёные-богословы сказали, что желательно проводить эти ночи в мольбах.
Что касается троекратного чтения суры «Ясин» в эту ночь, особенностью этой суры, согласно мнению учёных, является то, что её чтение облегчает трудности.
Подтверждено также, что если в эту ночь с надеждой на Всевышнего намереваться прочитать суру «Ясин» в первый раз для продления жизни, во второй – для сохранения от бед и невзгод, а в третий – чтобы не быть в своих нуждах зависимым от людей, а после каждого чтения суры обращаться ко Всевышнему с определённой мольбой, то эти мольбы принимаются.
Примечание:
Читающий должен быть убеждён, что обособление ночи Бараат конкретно чтением Корана или конкретно суры «Ясин» определённое количество раз не передаётся как сунна, которую практиковал Пророк r. Верующий может заняться любым видом поклонения и после просить Всевышнего или же вовсе ограничиться только мольбой.
(«Гурар аль-Бахия», «Нихая аль-Мухтадж», «Маза фи Шаабан»)
2.Можно ли погасить долг умершего закятом, если покойный не оставил после себя имущества?
Согласно более аргументированному мнению, давать закят для погашения долга, который остался за умершим, нельзя. В качестве исключения это дозволено, если покойный:
1. Взял в долг для выполнения общественных работ, например ремонта дороги или водопровода; взял на расходы для примирения враждующих, но скончался, не успев возместить. Такой долг можно погасить за счёт закята, даже если покойный оставил после себя достаточное для погашения долга имущество.
2. Взял в долг для личных целей и потратил его на дозволенное (если потратил на запретное, то искренне раскаялся), и он до смерти попал в список лиц, которым должны выплатить закят в обязательном порядке.
В обоих упомянутых случаях для погашения долга покойного закятные средства выделить дозволено.
(«Равдат ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
3.Каковы особенности соблюдения поста во второй половине месяца Шаабан?
Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтаж» пишет следующее:
«Запрещено соблюдение суннат-поста после первой половины месяца Шаабан без причин, о которых далее будет сказано, а также если этот пост не связать с постом первой половины этого месяца, так как есть хадис: «Когда наступает середина месяца Шаабан, то вы не соблюдайте пост».
Из этого ясно, что если соблюдать пост на пятнадцатый и шестнадцатый дни месяца Шаабан, а на семнадцатый не соблюдать, то на восемнадцатый день соблюдать суннат-пост запрещено».
«...Разрешается после первой половины месяца Шаабан возмещать обязательный и желательный посты, соблюдать пост назр, пост каффарат».
«...Также разрешается, если у него (верующего) есть определённый метод соблюдения суннат-постов. Например, он соблюдает пост каждый день или определённый пост на неделе, например в понедельник и четверг. Или соблюдает пост через день.
Если у человека до середины месяца Шаабан, хоть когда-то в прошлом, хоть один раз, был установлен один из вышеперечисленных методов (и он не отказался от этого метода), то его можно продолжать и во второй половине этого месяца. («Нихаят аль-Мухтаж»)
Заключение:
Соблюдать пост во второй половине месяца Шаабан разрешается следующим людям:
– тому, кто до этого имел привычку регулярно поститься. Например, человек, который постился каждый понедельник и четверг, может продолжать делать это и во второй половине Шаабана;
– тому, кто соблюдает обязательный пост, например пост назр (обет) или пост каффарат (штраф), или возмещает пропущенный пост, будь то обязательный или желательный;
– тому, кто постился до наступления второй половины месяца Шаабан, например 15-го числа, и продолжает поститься до конца месяца без пропусков.
4.Будет ли пост действительным без обязательного купания после супружеской близости?
В данном случае пост действителен, но желательно искупаться до начала поста. Таково же решение относительно любого обязательного купания. Например, если у женщины ночью прекратились (менструальные или послеродовые) выделения, то ей необходимо сделать намерение на пост, который будет действителен и без полного ритуального купания.
(«Мугни аль-Мухтадж»)
5.Что предпочтительно съесть на разговение? И какую последовательность в употреблении пищи при этом соблюсти?
Желательно разговляться тремя свежими финиками. Если их нет, то тремя сушёными финиками. Если нет и таковых, то тремя глотками воды, лучше Зам-замом, чем обычной водой. Финики же предпочтительнее, чем вода Зам-зам.
Чтобы получить полноценное вознаграждение за эту сунну, нужно соблюдать вышеупомянутый порядок и количество употребляемых фиников (не менее трёх и т.д.).
Если не соблюсти употребления указанного количества фиников, то человек исполнит сунну, но она не будет считаться полноценной.
Если нет фиников и воды, то предпочтительнее разговляться чем-то сладким, которое не подвергалось огню, например изюмом и т. д. Если его нет, то мясом, если и того нет, то мёдом. Если нет мёда, то молоком, затем просто сладостями, которые готовились на огне, выпечкой и т. п.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)
6.Если мужчина преднамеренно совершил половой акт со своей супругой во время поста, обязаны ли они оба искупить этот грех штрафом (каффаратом)?
Если мужчина в дневное время преднамеренно нарушит пост месяца Рамадан половой близостью со своей супругой (или совершит грех – прелюбодеяние), то он должен совершить искреннее покаяние перед Всевышним, возместить этот пост и пройти каффарат (штраф) – искупительное действие за совершённый грех.
Каффарат за нарушение поста близостью предполагает освобождение одного раба (в наше время это неактуально) или непрерывный двухмесячный пост, а это значит, что если пропустить хотя бы один день, то отсчёт начинается заново. Даже если близость в течение дня была многократной, каффарат за это налагается единожды.
Что касается супруги, она тоже обязана возместить прерванный пост, но каффарат (штраф) на неё не возлагается. Несмотря на то, что пост в Рамадан нарушен, супруги всё оставшееся время до захода солнца обязаны сторониться всего, что нарушает пост.
Примечание:
Если человек не сможет поститься (по состоянию здоровья) два месяца подряд, то ему необходимо будет накормить 60 бедняков или неимущих, давая каждому по одному мудду зерна (550-600 г). Под состоянием здоровья подразумевается неспособность поститься вообще или неспособность поститься в любое время года два месяца подряд. («Мугни аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж»)
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей
редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).