поделиться

Ответы на вопросы от 15.2.2025 (по Ханафи)

1.Десять лет назад у меня был никях. Мы прожили с моей бывшей женой 2,5 месяца.

Но из-за психологических проблем у неё произошёл конфликт со мной. А конкретно: она просила её отпустить (дать развод) из-за того, что она, как она сказала, не может приспособиться. И, несмотря на все мои возражения, она против моей воли ушла из дома. Я вынужденно произнёс слова «даю тебе таляк (развод)» три раза, поскольку не знал, увижу ли я её ещё когда-нибудь. Вопрос: считается ли действительным мой развод или, может, мой брак ещё в силе? При этом мы уже знали, что она беременна. И второй вопрос: может ли такой брак быть восстановлен, если супруги несколько лет назад помирились и хотят вновь пожениться? 

Судя по предоставленной вами информации, все три развода были действительны и вступили в силу. В результате они привели к безотзывному прекращению вашего брака с бывшей супругой, и вы стали запретны (харам) друг для друга.

Её идда началась с того момента, когда вы дали ей развод, и закончилась с рождением ребёнка. Если она не соблюдала нормы идды, на ней лежит ответственность за этот грех, в котором ей следует раскаяться и попросить прощения у Аллаhа ﷻ.

Вам нельзя воссоединяться в браке, если она не выходила после вас замуж за другого человека, разведясь впоследствии и с ним. 
Сколько бы лет ни прошло с момента развода, вы можете заново вступить с ней в брак лишь в том случае, если она выйдет замуж за другого человека. Далее, после её развода со вторым мужем или его смерти, выждав срок идды, вы можете воссоединиться с ней, заключив заново никях. 
(«Любаб»)

2.Как правильно состричь волосы у новорождённого? 

Сунной является удаление волос у новорождённого посредством бритья на седьмой день. Удалить следует все волосы. Как бритьё лезвием, так и бритьё машинкой исполняет сунну. Также сунной являются взвешивание затем волос и в соответствии с их весом отдача столько же серебра (можно в денежном эквиваленте) в качестве милостыни беднякам.

Анас ибну Малик رضي الله عنه рассказывает: «Пророк ﷺ попросил побрить головы своих внуков Хасана رضي الله عنه и Хусейна رضي الله عنه на седьмой день. После бритья в качестве милостыни было отдано серебро, равное по весу волосам» (ат-Табрани).

Если это затруднительно сделать на седьмой день, можно осуществить это позже, на следующий седьмой день, например на 14-й день с рождения или позже.

3.Альхамдулиллях (хвала Аллаhу ), сейчас совершаю пятикратный намаз, но 4–5 лет назад, будучи в подростковом возрасте, я был далёк от полноценного соблюдения норм Ислама. Я совершал большие грехи, сейчас осознал, покаялся, но из-за невежества, по незнанию продолжал совершать грехи. Есть ли в Коране или Сунне Пророка что-нибудь из дуа (мольбы) или истигфара (слова покаяния), сделав которое я могу удостоиться прощения Аллаhа

Да укрепит вас Аллаh ﷻ в религии, и да защитит Он вашу веру! Амин. Если вы искренне раскаялись, сожалели о прошлых грехах и твёрдо решились не возвращаться к ним вновь, то вам следует положиться на милость Аллаhа ﷻ и знать, что Он Прощающий и Милостивый.

Всевышний Аллаh в Коране говорит о тех, кто совершал грехи и искренне покаялся, следующее (смысл комментария): «…Кто покаялся, уверовал и совершал хорошие поступки, их дурные деяния Аллаh ﷻ заменит хорошими, ведь Аллаh ﷻ – Прощающий, Милующий (верующих)» (сура «Аль-Фуркан», аят 70). 
Комментируя данный аят, Хасан аль-Басри رضي الله عنه говорил: «Аллаh ﷻ заменит их плохие дела хорошими, их непристойность – непорочностью, их неверие – истинной верой» (Ибн Касир. Тафсир).

Пророк ﷺ обучил нас мольбе раскаяния, которая является воплощением тавхида (признания единственности Аллаhа ﷻ) и раскаяния. Эта мольба известна как саид уль-истигфар (господин покаяния) и гарантирует прощение человека в случае искреннего прочтения с намерением, исходящим из сердца. Примерная транскрипция: «Алла́хумма анта рабби́ ля́ иля́ха илля́ ант. Халяктани́ ва ана ‘абдука ва ана ‘аля́ ‘ахдика ва ва’дикя мастата’ту. А’у́зу бика мин щарри ма́ сана’ту абу́-у ляка би ни’матика ‘аляйя ва абу́-у ляка би занби́ фагфирли́. Фа-иннаху́ ля́ ягфиру ззуну́ба илля́ ант».

Смысл: «О Аллaх ﷻ! Ты – мой попечитель! Нет богa, кроме Тебя. Ты меня создал, и я – Твой рaб, и, насколько возможно, я придерживаюсь моего торжественного обещания и завета (данного мною Тебе). Прошу у Тебя защиты от последствий моих неправедных действий. Я полностью признаю то добро, которым Ты меня одарил, и признаю свои ошибки. Прости же мне мои грехи, ведь никто не может простить грехи, кроме Тебя!»

Пророк ﷺ сказал: «Кто прочтёт эту мольбу утром с твёрдой верой в неё и умрёт в тот же день до вечера, тот будет одним из обитателей Рая. И кто прочтёт мольбу ночью с твёрдой верой в неё и умрёт до утра, тот будет одним из обитателей Рая» (аль-Бухари).

4.Хотел бы узнать ваше мнение о том, можно ли совершать нафль-намазы (ночные желательные намазы) коллективно. Например, тасбих-намаз или киям уль-ляйль. 

Коллективное совершение нафль-намаза дозволено, если это не делается так, что создаётся впечатление, будто это обычное, регулярное предписанное действие. 

Поэтому если это происходит время от времени или же так, что не создаётся впечатления, будто это регулярное действие, то это дозволено (например, два хафиза сходятся для чтения Корана в нафль-намазе, чтобы завершить чтение Корана и улучшить его запоминаемость для себя). Также, если тасбих-намаз совершается время от времени коллективно с намерением обучить людей тому, как его исполнять, это тоже будет дозволенным.

Если же нафль-намаз совершается коллективно таким образом, что он считается регулярным действием, то это будет порицаемо (макрух). 

Что касается ночного выстаивания (кыям уль-ляйль) после таравих-намаза в месяце Рамадан, ни от Пророка ﷺ, ни от его праведных халифов (правителей) не пришло к нам что-либо о том, что они совершали такие намазы коллективно. Но при этом некоторые сподвижники Пророка ﷺ возвращались в мечеть после таравих-намаза и совершали нафль-намаз коллективно. Сподвижники считали это дозволенным и благим, но не сунной. Поэтому Анас رضي الله عنه говорил о них: «Они возвращаются (в мечеть) лишь для блага, на которое они надеются, или для избавления от зла, которое их томит» («Аль-Мугни»). 

Бесспорно, индивидуальное совершение нафль-намаза во время последней части ночи является сунной Пророка ﷺ. Но ночное выстаивание в коллективных суннат-намазах, происходящее после таравиха во время месяца Рамадана, не является сунной. Это является дозволенным поступком, и у человека есть выбор, индивидуально это делать или в коллективе. Следует отметить, что обычно самым достойным является индивидуальное совершение нафль-намаза дома, за исключением тех нафль-молитв, которые Посланник Аллаhа ﷺ индивидуально или коллективно совершал в мечети, таких как таравих в месяц Рамадан или кусуф-намаз (намаз при затмении солнца). 
(«Радд аль-Мухтар»)