Как рассказал обратившийся, монета была найдена с помощью металлодетектора на берегу реки Оки у города Каширы. Монета, безусловно, интересная. Куфический дирхем халифа Харуна ар-Рашида, отчеканенный в 171 году хиджры на монетном дворе в городе Мухаммадия (сегодня это территория иранского города Тегеран).
Монеты, чеканившиеся во все времена и при любых правителях, помимо финансово-экономической функции несли информационную, а куфические дирхемы – ещё и просветительскую.
Как граждане в самых отдалённых уголках необъятного государства могли узнать о том, что произошла смена правителя? Только во время посещения пятничной молитвы – или прочитав надпись на свежей, по году выпуска, монете. Конечно, первыми новости всегда приносили купцы со своими караванами, но официальное известие о смене власти можно было либо услышать только из уст имама в мечети, либо прочитать на халифской монете. Бесперебойную работу этих двух информационных каналов обеспечивал государственный аппарат.
Выпуском монет занимались губернаторы провинций и городов, в которых имелись монетные дворы. Они обеспечивали постоянную чеканку дирхемов, большую часть из которых сейчас историки определяют как «анонимные». На таких монетах, оформленных по классическим правилам куфических дирхемов, нет имени халифа, и их можно соотнести с тем или иным правителем только по дате чеканки, относящейся ко времени правления конкретного халифа.
На аверсе анонимных дирхемов размещено в три строки следующее: первая часть калимы – символа веры: «Нет божества, кроме Аллаhа ﷻ, един Он, нет у Него сотоварища». По кругу – выпускные сведения: «Во имя Аллаhа ﷻ, чеканен этот дирхем с указанием места и года чеканки».
На реверсе в центре монеты: «Мухаммад ﷺ – расулюллах». В круговой надписи – аят 33 суры «Ат-Тавба» (смысл комментария): «Он (Всевышний Аллаh) – Тот, Кто отправил Своего Посланника (Мухаммада ﷺ) с верным руководством и истинной религией, чтобы возвысить её над прочими религиями, даже если это не нравится язычникам».
Периодически по распоряжению из столицы халифата Мадинат ас-Салама (Багдада) поступали требования внести в монетную легенду дополнительную информацию. Эта информация вносилась добавлением к устоявшейся монетной легенде и служила неопровержимым доказательством законности новости государственного масштаба. Таким монетам придавалось большое значение, как уже было сказано выше, и за их чеканку нёс личную ответственность губернатор провинции или специально назначенное должностное лицо.
Работники монетного двора, резчики штемпелей не могли самостоятельно вносить изменения в тексты монетных легенд. Такое исключалось. Зато имя человека, отдавшего указание изменить текст монетной легенды, можно было разместить на новой монете. Имя конкретного человека, должностного лица, подтверждало законность и достоверность информации.
Присланная мне монета как раз относится к таким выпускам.
По содержанию монетная легенда полностью совпадает с указанной выше и отличается только дополнением в тексте центральной части реверса: после «Мухаммад ﷺ – расулюллах» (Мухаммад ﷺ – посланник Аллаhа) следует фраза: «салл Аллаhу ﷻ ва саллам» (да благословит его Аллаh ﷻ и приветствует); а также имя правителя: «Аль-халиф ар-Рашид».
Фактически текст на монете сообщал о новом халифе ар-Рашиде, взошедшем на халифский престол с благословения Аллаhа ﷻ. Такую монету историки называют тронной.
Для подтверждения достоверности этой информации на монету добавлено имя ответственного за выпуск «информационных» монет в городе Мухаммадия – Давуд.
Тут резчик монетного штемпеля проявил оригинальный подход к оформлению текста, разделив имя собственное на два слога и разместив первый слог «да» в верхней части центральной легенды аверса и второй слог «вуд» в нижней части монеты.
Подобное разделение имени на два слога – довольно необычное решение каллиграфа. Кто же такой этот Давуд?
В книге российского учёного-востоковеда Владимира Густавовича Тазенгаузена «Монеты восточного халифата», изданной в Санкт-Петербурге в 1873 году, описана подобная монета под номером 1124, и в этом описании указано, что «Давуд мог быть сыном Язида ибн Хатима, который в 174 году (хиджры) управлял Египтом, а в 175 году был наместником Хорасана, Джурджана и Седжистана, и в 184 году был правителем Синда».
По письменным источникам получается, что Давуд был не случайный человек, а реальный государственный деятель времён правления халифа Харуна ар-Рашида, и его имя на монете – не чья-то прихоть, а прямое подтверждение выполнения государственного долга.
Монеты арабского халифата, чеканившиеся во имя Аллаhа ﷻ более тысячи лет назад, по сей день встречаются в землях России и напоминают нам о глубоких исторических связях Востока и Запада, а также о связи нас, ныне живущих, с нашими предшественниками.
Анатолий Рожук