Если человек отправился в обязательную умру (малый хадж) в период, когда разрешено вступать в хадж, т.е. в месяцах Шавваль, Зуль-Каада и в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, то на него возлагается хадж в тот же год, если расходы на хадж и умру одинаковы. Если же расходы на хадж будут больше, чем расходы на умру, или он отправится в другое время, то ему необязательно совершить хадж в этом же году.
Например, если умра обходится в 100 тысяч рублей, а хадж – в 200 тысяч, то на человека, у которого было сто тысяч и который совершил умру в вышеупомянутый период, хадж не возлагается.
Если человек, имевший возможность совершить хадж или умру, отложит его, а потом станет недееспособным, он должен в срочном порядке отправить другого человека совершить за себя отложенное малое или большое паломничество. Если же умрёт, то нужно сделать то же самое, выделив средства из его имущества.
Примечание:
Откладывание хаджа и умры чревато тем, что человек, став недееспособным или покинув этот мир, так и не успев совершить оба паломничества, впадает в грех.
(«Мугни аль-Мухтадж»)
2.В каких случаях женщина, у которой менструальный цикл, обязана возмещать намаз?
Женщине, у которой началась менструация, нельзя совершать намаз и возмещать его не нужно, кроме некоторых случаев, когда она обязана возместить пропущенную по этой причине молитву.
Если азан к молитве прозвучал в тот момент, когда женщина ещё пребывала в чистоте, и прошло время, достаточное для совершения омовения и фарз-намаза (в обоих случаях имеются в виду только фарзы), после чего начался цикл, то она обязана после его завершения и купания возместить этот намаз, так как она успела бы совершить его до начала цикла, если бы приступила к намазу сразу после наступления его времени.
Если же с момента азана прошло время, недостаточное для омовения и молитвы, и у женщины начался цикл, возмещать этот намаз после очищения и купания она не обязана.
Если же у женщины менструация прекратится полностью и до наступления предзакатного намаза остаётся время, за которое она успеет сказать, например, «Аллаhу Акбар» и более, то она обязана не только совершить своевременный аср-намаз, но и возместить обеденный. Или если менструация прекратилась к концу времени ночного намаза, она обязана совершить своевременный ночной и возместить вечерний.
(«Нихаят аль-Мухтадж»)
3.В нашем селе есть старое кладбище. Свободных мест для новых могил уже не осталось; где бы люди ни вырыли яму, непременно там находят кости от прежних захоронений. Можно ли хоронить человека в могиле, в которой обнаружены не до конца истлевшие кости? И можно ли вообще хоронить людей на таких кладбищах?
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Запрещено хоронить умершего в могиле (старой) другого покойного, даже если они одного пола, до полного разложения первого покойного, кроме его копчиковой кости, так как она не истлевает. Но поскольку разглядеть эту копчиковую кость невозможно, то учёные не стали оговаривать её, сказав «…до полного разложения».
«Вопрос, связанный с тем, за какой период происходит полное разложение в местных почвах, находится в компетенции соответствующих специалистов».
«При обнаружении кости до того, как полностью выроют могилу, её необходимо зарыть, если только нет нужды именно в этой могиле (например, нет другого места). Если же кости обнаружат после того, как могила будет уже полностью вырыта, то их соберут в сторонку и захоронят покойного в этой могиле».
Имам аш-Ширвани, комментируя слова Ибн Хаджара «…до полного разложения», пишет: «Эти слова дают понять, что вскрывать могилу разрешается после полного разложения тела, за исключением могилы известного алима или вали (приближённого раба Всевышнего). Вскрывать такие могилы, безусловно, запрещено».
4.Если на акику заколоть двух баранов, можно ли ограничиться пожертвованием мяса только одного?
Акика (жертвоприношение в честь рождения ребёнка) является важной сунной Пророка Мухаммада r.
Если за одного ребёнка зарезали двух жертвенных животных, достаточно раздачи необходимого количества от туши одного животного, так как заклание обоих животных рассматривают как один целый обряд. И хотя удзхият (жертвоприношение в праздник Курбан-байрам) и акика в большинстве случаев схожи в решениях, в этом вопросе они различаются.
Если на Курбан зарезать двух животных, необходимо раздать определённое количество мяса обоих животных.
(«Хашия аль-Джамаль»)
5.В последнее время в стоматологии при имплантации зубов часто практикуется использование костного материала и коллагеновых мембран, полученных из костей и других тканей животных и человека. Разрешено ли это?
Стоматологи (имплантологи) должны быть крайне осторожны при выборе биологического материала для своих пациентов, потому что при использовании костной ткани и коллагеновых мембран из нечистого материала (наджасы) они могут стать причиной недействительности намазов людей, которым их установят.
При наличии выбора материалов, которые имеют примерно одинаковую способность приживаться, нужно соблюсти следующие основные условия:
1. Предпочтение отдаётся синтетическим материалам, полученным искусственным путём, или из биоматериала (кости) самого пациента, или из костей заколотых животных, мясо которых разрешено употреблять в пищу.
2. Если таких нет, то допускается взять материалы, полученные из костей незаколотых животных или животных, мясо которых не разрешено употреблять в пищу, кроме свиньи и собаки.
3. Если и их нет, то полученные из костей свиньи.
4. Если их тоже нет, то материалы, полученные из костей собаки.
5. Что касается использования костного материала, полученного из кости (аллогенной кости) другого человека (не самого пациента), это разрешено только в крайнем случае, когда нет других, вышеупомянутых вариантов.
Если человек, не соблюдая вышеупомянутый порядок, использовал при имплантации или наращивании костной ткани материалы (костную ткань или коллагеновую мембрану), полученные (изготовленные) из нечистого (наджасы) материала, то его намазы будут считаться недействительными.
Например, у него была возможность использовать собственную кость или искусственные (синтетические) материалы, но он предпочёл использовать кость мертвечины, свиньи, собаки и т.д.
Тот, кто использовал костную ткань или коллагеновую мембрану при имплантации зубов, не соблюдая вышеупомянутую последовательность, обязан удалить подсаженный материал, если это не спровоцирует тяжёлое заболевание, не оставит рану, которая будет долго заживать.
Если же удаление этого материала может привести к таким последствиям, то необязательно его удалять и намазы будут считаться действительными.
Если профессиональный врач-стоматолог, имплантолог на основании своего опыта или на основании научно-исследовательских работ учёных считает, что вероятность положительного результата при использовании нечистых (наджасы) материалов выше, чем других, чистых материалов, то их дозволено использовать, даже не соблюдая вышеупомянутый порядок.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Шабрамаллиси»)
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).