поделиться

Ответы на вопросы от 15.1.2025 (по Шафии)

1.Можно ли носить часы с золотым напылением?

Разрешается использовать в быту позолоченные и посеребрённые часы, посуду и другие вещи, если человек точно знает, что с них невозможно получить даже малую часть золота или серебра (имеющую цену), если подвергнуть их огню.

При наличии же сомнения в вышеупомянутом запрещено (харам) их использовать, если только это не женские украшения.

Следует отметить, что заниматься золочением или серебрением запрещено, даже если это женские украшения, и полученные за это деньги не будут дозволенными.

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

2.Портят ли женские белёсые выделения малое омовение и являются ли они нечистыми (наджасой)?

Белёсые женские выделения в области, которую женщина обязана подмывать (область раскрытия при приседании для справления нужды), портят омовение, если она точно знает, что они вышли из влагалища, и они являются чистыми (не наджасой).

Если же она в этом сомневается, то есть допускает, что эти выделения вышли не из влагалища, а образовались в области подмывания, то они являются чистыми (не наджасой) и омовение не нарушается.

Белёсые женские выделения являются нечистыми (наджасой) и нарушают омовение, если женщина точно знает, что они выходят из области матки.

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

3.Есть ли необходимость совершать таяммум при наличии на ноге аппарата Илизарова и надо ли возмещать намазы?

Как правило, спицы аппарата Илизарова проходят сквозь плоть и кость больного человека, тем самым не закрывая, а протыкая кожу, поэтому достаточно помыть кожу вокруг спиц.

Если нельзя мыть ногу из-за риска вызвать осложнение, необходимо осторожно промочить тканью или чем-либо другим ту часть ноги, которую можно мочить, затем совершить таяммум (протирание пылью лица и рук). Тогда не возникнет необходимости возмещать намаз.

(«Хашия аш-Ширвани»)

4.Достаточно ли полить водой место на ковре, где есть нечистота, и вытереть его?

Если нечистота (наджаса) попала на определённое место и она заметна, необходимо удалить её, облить это место водой и помыть так, чтобы на этом месте не осталось свойств этой нечистоты: цвета, вкуса, запаха.

Если испачканное место не будет иметь каких-либо признаков нечистоты, достаточно пролить на это место воду так, чтобы она протекла через это место.

Примечание:

Можно смыть нечистоту, которая попала на ковёр, подложив под это место тазик и обливая это место водой, пока оно не очистится.

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Можно ли в договоре аренды учесть выплату ежегодной индексации с учётом инфляции?

Для действительности договора аренды недвижимости необходимо указать:

1. Срок сдачи в аренду.

2. Сумму арендной платы.

В то же время эту плату можно разбить на определённые периоды, даже не поровну. Иными словами, оплата в определённые периоды может быть разной: в один – меньше, в другой – больше.

В вашем случае можно, учитывая прогноз инфляции, обозначить арендную плату в возрастающем порядке, но только чётко определив критерии. Это значит, что не от 3% до 5%, а 3%, 4% либо 5%.

Например, квартира сдаётся в аренду на три года. В первом году ежемесячная оплата будет десять тысяч рублей. Во второй год оплата вырастет на 5% и составит десять тысяч пятьсот рублей. В третий – ещё на 5%, то есть в общем на 10%, и составит одиннадцать тысяч рублей.

При этом арендатор имеет право требовать эту плату, даже если инфляции не было. Но в то же время он может и простить.

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

6.Можно ли заколоть курицу топором, отрубив ей голову? И является ли такое мясо дозволенным?

Что касается закалывания топором как действия, это запрещено, если рубить с затылочной стороны курицы. А если рубить со стороны горла, то это нежелательно.

Что касается мяса курицы, которую зарубили топором, оно дозволено, если:

а) её заколол мусульманин или человек из людей Писания, который соответствует определённым критериям;

б) орудие, которым режут, должно быть острым, хорошо отточенным (то есть должно резать без приложения режущим особых усилий).

Следовательно, если топор настолько острый, отточенный, что можно им резать как острым ножом, без особых усилий режущего, то мясо дозволено. А если он настолько тупой, что не порежет без особых усилий режущего, то мясо не дозволено.

(«Мугни аль-Мухтадж», «Нихаят аль-Мухтадж»)

7.Можно ли писать текст Корана путём транскрипции или транслитерации с целью обучения необходимым сурам, таким как «Аль-Фатиха», аят «Аль-Курси» и т. д.?

Относительно данного вопроса среди учёных-богословов существует полемика. Следуя большинству авторитетных учёных шафиитского мазхаба, дозволено писать текст Корана путём транскрипции и транслитерации, поскольку это приносит пользу при обучении чтению Корана.

Однако необходимо, чтобы процесс обучения проходил под руководством компетентного преподавателя, умеющего читать Коран на арабском. Тому, кто не умеет читать Коран правильно, запрещено заниматься самообучением по транскрипции и транслитерации.

Примечание:

Запрещается прикасаться к транскрипции и транслитерации Корана и переносить её без омовения. Тем не менее, разрешается разделять буквы аята для обучения студентов.

(«Хашия аль-Буджайрими»)

 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).