поделиться

Ответы на вопросы от 15.1.2025 (по Ханафи)

1.Девушка живёт в одном городе, а я – в другом. Можем ли мы провести обряд никяха по ватсапу через видеосвязь?

Никях заключается при наличии предложения (иджаб) со стороны одного из потенциальных супругов и принятия (кабуль) со стороны другого из них в физическом присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей или одного мужчины и двух женщин на том же собрании.

По ватсапу же условие физического присутствия в одном месте не соблюдается. Обе стороны находятся в разных местах, а также отсутствуют свидетели, которые могут выступить в этом договоре.

Как вариант, одна из сторон может назначить кого-то другого на том конце в качестве своего представителя, чтобы сделать предложение или, наоборот, принять его от имени данной стороны в присутствии двух свидетелей.

В рассматриваемом случае девушка, о которой вы говорите, может назначить одного из ваших друзей в вашем городе в качестве своего представителя, чтобы принять ваше предложение от её имени в присутствии двух мужчин-свидетелей или же одного мужчины и двух женщин. Брак, заключённый таким образом, будет действителен.

(«Бадаиу Санаи»)

2.Как мне раскаяться в прежних грехах?

Если вы искренне раскаялись в прошлых поступках и твёрдо настроились не возвращаться к ним вновь, то вам следует положиться на милость Аллаhа ﷻ и знать, что Он Прощающий и Милостивый.

О тех, кто совершил всевозможные грехи, а затем искренне раскаялся, Аллаh ﷻ говорит в Коране следующее (смысл комментария): «...За исключением тех, кто покаялся, уверовал и совершал хорошие поступки. Их дурные дела Аллаh  заменит хорошими, ведь Аллаh  – Прощающий, Милующий (верующих)» (сура «Аль-Фуркан», аят 70).

Комментируя данный аят, Хасан аль-Басриرضي الله عنه говорил: «Аллаh ﷻ заменит их плохие дела хорошими, их лицемерие – искренностью ради Него, их непристойность – непорочностью, их неверие – истинной верой» («Тафсир» Ибну Касира).

То, что вы сейчас практикующий мусульманин и опасаетесь повторить грех, – признак принятия вашего раскаяния, а также признак вашей веры.

Пророк ﷺ обучил нас мольбе раскаяния, которая является воплощением тавхида (признания единственности Аллаhа ﷻ) и раскаяния. Эта мольба известна как саид уль-истигфар (главенствующая формулировка покаяния перед Всевышним) и гарантирует прощение человека в случае искреннего обращения. Мольба имеет следующий вид: «Алла́хумма анта рабби́ ля́ иля́ха илля́ ант. Халяктани́ ва ана ‘абдукя ва ана ‘аля́ ‘ахдикя ва ва’дикя мастата’ту. А’у́зу бикя мин щарри ма́ сана’ту абу́-у лякя би ни’матикя ‘аляйя ва абу́-у лякя би занби́, фагфирли́. Ва-иннаху́ ля́ ягфиру ззуну́ба илля́ ант». Смысл: «О Аллaх ﷻ! Ты – мой Попечитель! Нет Богa, кроме Тебя. Ты меня создал, и я – Твой рaб, и, насколько возможно, я придерживаюсь моего торжественного обещания и завета (данного мною Тебе). Прошy у Тебя зaщиты от последствий моих неправедных действий. Я полностью признаю то добро, которым Ты меня одарил, и признаю свои ошибки. Прости же мне мои грехи, ведь никто не может простить грехи, кроме Тебя».

Пророк ﷺ сказал: «Кто прочтёт эту мольбу утром в течение дня с твёрдой верой и умрёт в тот же день до вечера, тот войдёт в число обитателей Рая. И кто прочтёт мольбу ночью с твёрдой верой и умрёт до утра, тот войдёт в число обитателей Рая» (аль-Бухари).

3. У меня два наболевших вопроса о тренажёрном зале:

1. Многие парни ходят в тренажёрные залы, где другие посетители носят неподобающую одежду, вовсю гремит музыка, да ещё и девушки там бывают.

Имеют ли родители право запретить сыновьям ходить в тренажёрный зал? Может ли жена выступить против посещений тренажёрного зала мужем?

2. Девушки ходят на фитнес-занятия, носят короткие топики, обтягивающие трико в присутствии других женщин.

а) Имеет ли муж право возразить против посещения таких занятий женой или иными членами женской части семьи? Может он запретить им ходить туда?

б) Допустим ли гнев с его стороны по такому случаю?

в) Что вы можете предложить женщинам, которые хотели бы быть в форме и здоровыми?

Посещение тренажёрного зала – это не просто поддержание формы. Это целый комплекс мер, которые необходимо соблюсти при посещении подобных занятий.

Поддержание формы – лишь удобный повод, тем самым многие вводятся в заблуждение, будто их вовлечение в данный уклад вполне оправдано.

Поэтому важно разграничить хорошее и плохое, рассмотрев отдельно фитнес и отдельно специфику тренажёрных залов.

Поддержание физической формы (фитнес) – долг по отношению к своему телу. Это связь между разумом, телом и обязанностью по отношению к Аллаhу ﷻ. Сам по себе фитнес не требует какого-то взаимодействия с другими людьми. Этот долг можно исполнить без посещения тренажёрного зала. Всё зависит лишь от желания и самодисциплины человека.

Есть много книг, посвящённых тому, как поддерживать физическую форму безо всяких тренажёров или с минимальным их вовлечением в рамках своего дома. Но такой путь представляют скучным и архаичным, дают понять, что всё можно сделать веселее. А раз так, то данный «скучный» вариант просто отметают.

Уклад тренажёрных залов, хотя и может помочь в достижении желаемой цели, полон пороками с религиозной точки зрения. Это своеобразная скользкая дорожка, на которой человек начинает идти на компромиссы, веря, что они носят вынужденный характер во имя благородной цели.

Перечислим некоторые угрозы вовлечения в данный уклад:

1. Посещение тренажёрных залов, где проходят совместные занятия (нет разграничения между мужчинами и женщинами), нельзя, ибо это является содействием для такого тяжкого греха, как прелюбодеяние.

2. Сам уклад подразумевает, что посетители должны облачиться в одежду, противоречащую исламским нормам.

3. Даже в чисто женском зале многие девушки носят облегающую одежду. Это неприемлемо с исламской точки зрения, даже если все посетители женского пола. Стыдливость подразумевает не только отказ от ношения такой одежды, но и от пребывания в обществе бесстыдных женщин.

4. Музыка – неизбежная составляющая тренажёрных залов.

5. Сама сущность взаимодействий между теми, кто вовлечён в данный уклад, порождает в них гордыню, заносчивость, хвастливость, снобизм, завышенное самомнение, тщеславие, эгоизм и нарциссизм. Эти качества – полная противоположность смиренности и скромности, к которым побуждает Ислам.

И это лишь некоторые негативные моменты.

В основном, данный уклад оказывается привлекателен для тех верующих, которые, желая оставаться мусульманами, не отвергают грех, бесстыдство, пропагандируемые людьми, которые не страшатся гнева Господа. С одной стороны, они желают достоинства и уважения, которые ассоциируются с попытками практики религии. С другой, в укромном уголке их сердца они восхищаются бесстыдством, иначе говоря, проявляется их лицемерие.

В общем, долг родителей – не допустить своих детей вовлечься в субкультуру (уклад) тренажёрных залов. Жёнам также рекомендуется советовать мужьям не идти на поводу этого тренда. И уж мужьям, конечно, следует не не разрешать жёнам посещать такие заведения, если там не соблюдаются нормы религии.

Подготовил Мухаммад-фарук Азимов. Телефон: +7 967 939 65 62