Сон – одна из причин нарушения омовения. Исключением является случай, когда человек заснул, плотно прижав ягодицы к месту сидения. В таком случае омовение не нарушается.
Если человек находится между сном и явью, но слышит разговоры сидящих рядом с ним людей, хоть и не понимает, о чём конкретно они говорят, то омовение не нарушается, поскольку факт, что он слышит их речь, свидетельствует о бодрствовании. Если же человек пребывал в таком состоянии, что не слышал речи разговаривающих рядом с ним людей, его омовение портится.
В случае если человек сомневается, уснул он или находился в состоянии дремоты, или сомневается, как спал: плотно сидя на ягодицах или нет и т.п., то омовение не нарушается, так как он точно знает, что у него было омовение, и сомневается в его нарушении. В подобных случаях предпочтение отдаётся точному, а не сомнительному, то есть омовение не нарушено.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)
2.Получают ли супруги наследство друг от друга, если между ними не было близости и кто-то из них умер?
Если между супругами был заключён никях (мусульманский брак) с соблюдением всех условий, то они получают наследство друг от друга, даже если между ними ни разу не было близости. Например, если женщину выдали замуж и она не подпустила супруга до конца его дней, то даже в этом случае жена получает свою долю наследства покойного мужа.
(«Бугят аль-Мустаршидин»)
3.Я повредил ноготь кирпичом, и мне кажется, что он наполовину отошёл, побелел и, когда нажимаю, выходят пузырьки. Должна ли вода попасть под ноготь при большом и малом омовении?
Если ноготь отошёл, то обязательно нужно омыть обнажившуюся подногтевую область кожи.
Если ноготь частично отделился таким образом, что между ногтем и его основой образовалось пространство, то и в этом случае необходимо омыть наружную и внутреннюю его поверхности, а также кожу под ногтем настолько, чтобы можно было допустить, что вода омыла все вышеперечисленные участки ногтя и кожи.
Известный учёный аль-Малибари в книге «Фатх аль-Муин» пишет: «Второе из обязательных вещей в ритуальном купании – обливание поверхности всего тела водой, включая ногти и то, что под ними».
Известный учёный ад-Димьяти в своих субкомментариях «Ианат ат-Талибин» пишет: «Слова «…включая ногти и то, что под ними…» означают наружную поверхность ногтей и наружную часть подногтевой области».
4.Все ли напитки желательно пить в три глотка или это касается только воды?
Воду следует употреблять медленно, пить в три небольших глотка, произнося басмалу («Бисмилляхи рРахмани рРахим». Смысл: «Во имя Аллаhа I Милостивого и Милующего») в начале и воздавая хвалу («Альхамду лиллахи») в конце. Следует увеличивать количество воды с каждым глотком. После третьего глотка можно полностью утолить жажду.
Важно помнить, что вены сердца довольно хрупки, поэтому пить большие порции воды за раз может быть опасно. Хаттаби предостерегает от употребления больших порций воды, так как это может вызвать тяжесть в желудке и даже гепатит.
Что касается молока, рекомендуется пить его одним залпом, начиная и заканчивая благодарением и прославлением Бога, – так же, как с пищей. В отличие от воды, употребление молока считается безопасным и приятным для организма. Остальные же напитки следует сравнивать с водой.
(«Аль-Фатава аль-фикхия аль-кубра»)
5.Правда ли, что если человек умер без завещания, то он не сможет говорить на том свете?
Нет однозначного довода, указывающего на то, что умерший без завещания не сможет говорить на том свете (ахирате). Переданное от некоторых учёных, что якобы умерший без завещания не сможет разговаривать в ахирате или ходить в гости, касается человека, которому было обязательно оставить после себя завещание.
Завещание является желательным действием, но иногда становится и обязательным. Например, когда на человеке есть долг и никто об этом не знает, он должен поставить кого-либо в известность об этом факте или завещать кому-либо, чтобы тот возместил долг. Другое значение толкования слов учёных о составлении завещания – предостережение.
(«Бугят аль-Мустаршидин»)
6.Можно ли прервать суннат-пост? Налагается ли штраф «каффара», если прервать суннат-пост половым актом?
Желательный пост разрешается прерывать, и не нужно его возмещать, даже если его прервали путём полового акта. Но желательно его не прерывать без необходимости.
Имам ат-Тармаси в своей книге «Хашия ат-Тармаси» пишет: «Тому, кто вступил в желательный пост или другие желательные поклонения, разрешается их прерывать, кроме хаджа и умры».
Обоснование этому решению – достоверный хадис: «Тот, кто вступил в добровольный пост, хозяин своего тела: если захочет, будет поститься до конца, а если захочет, прервёт» (Ахмад, аль-Байхаки).
Далее говорится: «Является нежелательным прервать пост без причины. Прервать его (добровольный пост) желательно, если есть опасения обидеть хозяев отказом от угощения.
Необязательно возмещать то, что прервали из желательных поклонений».
Учёный аль-Багави в своей книге «Ат-тахзиб фи фикхи аль-имам аш-Шафии» сказал: «Если возмещать пост Рамадана или поститься в качестве штрафа и прервать его по причине или без причины, половым актом или чем-то другим, на него (прервавшего пост) штраф не распространяется. Штраф «каффарат» предусмотрен только в том случае, если обязательный пост в месяц Рамадан был прерван половым актом.
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70
(СМС, WhatsApp, Telegram).