поделиться

Ответы на вопросы от 1.1.2025 (по Ханафи)

1.Есть ли какие-то правила этикета в отношении первого шага в купленный дом? Нужно ли прочесть какие-нибудь мольбы или что-нибудь из Корана?

Я сделал намерение на то, чтобы первым предметом, который мы внесём в дом, будет экземпляр Корана, а также молитвенный коврик, чтобы первым делом совершить два ракаата суннат-намаза в качестве благодарности (шукру) Аллаhу . Можно ли так делать? Ещё у нас дома есть такой обычай: заходя в дом с улицы, мы громко говорим: «Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва баракатух», – даже если дома никого нет. Это сунна? Можно ли так делать? Так вроде поступают родственники со стороны жены, говорят, что это приветствие ангелам, находящимся дома, когда мы входим туда. Правда ли это? 

Да дарует вам Всемогущий Аллаh благо и баракат в вашем новом доме! Да сделает Всемогущий Аллаh ваш дом средством мира и спокойствия для вас! Амин.
Всевышний Аллаh говорит в Священном Коране (смысл комментария): «И вот ваш Господь объявил: “Если вы (уверовав и совершая хорошие поступки) будете благодарны [за избавление от ваших врагов], Я увеличу вам [блага]. А если вы (отвергнув Мою религию) будете неблагодарны [за все дарованные вам блага], то наказание Моё сурово (Я могу лишить вас благ в земной жизни, а в вечной жизни подвергнуть бесконечным мучениям)”» (сура «Ибрахим», аят 7).
Каких-то определённых деяний и молитв при вступлении в новый дом нет. Но с целью получения бараката (благодати) можно сделать следующее:

1) В первую очередь старайтесь соблюсти предписания Всевышнего во всех сферах жизни. Это притягивает милость Аллаhа ﷻ. Если человек проявляет ослушание, непокорен Аллаhу ﷻ, то бараката в его новом доме ждать не стоит, даже если он задействует разные средства для его привлечения.

2) Пригласите домой кого-либо из числа праведников, попросите их обратиться с мольбой к Аллаhу ﷻ.
Сообщается, что старший табиин (последователь сподвижников), господин Урва ибн Зубайр رضي الله عنه пригласил жителей Медины в свой новый дом, построенный им в долине Акик. В сообщении говорится, что пришедшие также вознесли мольбу о баракате в его доме. 

3) Устройте молельное место, уголок в доме, где вы будете уединяться для поклонения Всевышнему, совершать намазы, читать Коран, зикру (прославление) Аллаhа ﷻ. 

Атбан бин Малика аль-Ансари сказал: «Пророк ﷺ, придя к моему дому, попросил разрешения войти, и я дал его (разрешение). Затем он спросил: «Где бы ты хотел, чтобы я помолился в твоём доме?» Я указал на моё любимое место, и он встал на молитву, а мы пристроились за ним в коллективный намаз. Затем он закончил намаз салямами (приветствием вправо и влево) – и мы вместе с ним» (аль-Бухари).

4) Произносить приветствие (салям) перед тем, как войти в дом. 
Анас ибн Малик رضي الله عنه рассказывал: «Пророк ﷺ сказал мне: “Сынок, когда входишь к себе домой, поприветствуй (скажи им: «Ассаля́му алейкум»). Это будет благодатью для тебя и домочадцев”» (ат-Тирмизи) 

5) При входе в пустой дом следует сказать: «Ассаля́му алейна́ ва аля́ иба́дилля́хи ссалихин» (аль-Бухари).

6) Возносите мольбу о защите. Хавля бинт Хаким d рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаhа ﷺ сказал: “Если кто-либо прибудет в определённое место и скажет: «Ау́зу би калима́тилля́хи тта́мма́ти мин шарри ма́ халяк» («Прибегаю к защите посредством Совершенных Слов Аллаhа ﷻ от зла Его творений»), – тому ничто не навредит, пока он не покинет это место”» (Муслим).
Пророк ﷺ говорил: «Кто трижды по утрам и вечерам произносит: «Бисмилля́хи ллязи́ ля́ язурру маасмихи́ щай-ун фи ль-арзи ва ля́ фи ссама́-и ва хува ссами́у ль-али́м» («Именем Аллаhа ﷻ, с Чьим Именем ничто не навредит ни на земле, ни в небе. Он всё слышит и всё знает»), – тому ничто не навредит».

7) Частое чтение Корана.
Как сообщал Абу Хурайра رضي الله عنه, Пророк ﷺ сказал: «Не превращайте свои дома в кладбище. Шайтан сбегает из дома, где читают суру «Аль-Бакара» (Муслим).
Как передавал Абу Мас’уд Бадри رضي الله عنه, Пророк ﷺ сказал: «Кто ночью прочтёт два последних аята суры «Аль-Бакара», тому их достаточно» (аль-Бухари).

8) Многократно произносите салават (благословение) на Пророка ﷺ и читайте зикру. 
(«Табйину ль-Хакаик»)

2.Были ли перенесение (из Мекки в Иерусалим) и вознесение на небеса (Исра’ и Ми’радж) Пророка духовного характера или Пророк вознёсся ко Всевышнему Аллаhу телом и душой? 

Посланник Аллаhа ﷺ совершил Исра’ и Ми’радж телом и душой.
Имам ат-Тахави رضي الله عنه говорит: «Перенесение и вознесение Пророка ﷺ – это истина. Пророк ﷺ был поднят ночью и вознесён на небеса в своём теле, в состоянии бодрствования, и оттуда – на те высоты, на которые пожелал Аллаh ﷻ». 
(«Шарх акаиду ан-Насафия»)

3. Мне хотелось бы пройти ЭКО. Многие годы пыталась забеременеть, но ничего не выходило, поэтому решилась на ЭКО. Недавно встретилась с ещё одним врачом. Он – мусульманин, работавший как раз по таким случаям. Проблема в том, что он – мужчина. Можно ли мне пройти ЭКО под присмотром доктора-мужчины? Мне очень хочется ребёнка. Более того, чувствую крайнюю подавленность по этому поводу и ловлю себя на мысли, что компетентную женщину-врача найти не удастся. Дайте, пожалуйста, знать, можно ли обратиться к врачу-мужчине?

В первую очередь важно понять, что детей семейным парам даёт Всевышний Аллаh, и Он же забирает детей у родителей. В Коране говорится (смысл комментария): «Аллаhу ﷻ принадлежит власть над небесами и землёй (поэтому Он кого хочет, того наделяет благами, и кого хочет, того испытывает). Он создаёт всё, что пожелает. Он дарит, кому пожелает, дочерей и дарит, кому пожелает, сыновей. А кому-то Он даёт и сыновей, и дочерей. И кого пожелает, Он делает бездетным. Поистине, Он – Знающий, Могущественный» (сура «Аш-Шура», аяты 49–50).
Тем не менее, при наличии у пары проблем с естественным зачатием ребёнка разрешается использовать ЭКО, если сперма и яйцеклетка – от мужа и жены, а не от третьих лиц.
В рассматриваемом случае вам нельзя обратиться к специалисту-мужчине, ибо женщин-врачей по ЭКО достаточно, в том числе  мусульманок, к которым вы в первую очередь должны обратиться. Если не будет женщины-мусульманки, то можно обратиться к любой другой женщине – специалисту этого профиля. 
(«Хашияту Ибн Абидин») 

4. У меня два вопроса:

1. Я направляюсь в другой город через Джидду. У меня нет намерения посетить Мекку во время транзита. Нужно ли мне вступать в ихрам (обряды паломничества)?

2. Я забыл совершить два ракаата намаза после совершения тавафа (обхода вокруг Каабы). Сейчас я вернулся домой. Что я должен сделать? 

1. Войти в состояние ихрама необходимо тем, кто пересекает микат (специальные места вступления в обряды паломничества), намереваясь войти в Мекку. Вам не нужно вступать в обряды паломничества в упомянутой вами ситуации. («Дурару ль-Мухтар»)
2. Два ракаата после тавафа являются ваджибом (обязательными). Откладывать их таким образом, как вы описали, порицаемо. Тем не менее, вы можете совершить эти два ракаата у себя дома. («Иршаду Сари ила Манасик»)

 Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62