Можно ли украшать стены бабочками, сделанными из бумаги?
Человек, как положено, освободился от остатков мочи. Но если, встав, вдруг почувствует, что в мочеиспускательном канале что-то ещё осталось, обязан ли он потом, уже стоя, повторить манипуляции с целью полного опустошения канала и избавления от остатков мочи?
Мухаммад аль-Рамли в своей книге «Нихаят альмухтадж» пишет следующее: «Желательно после мочеиспускания освободиться (манипуляциями рук) от остатков мочи. А если имеется большая вероятность того, что после подмывания остатки мочи выйдут, то эти манипуляции пальцами для полного избавления от остатков мочи обязательны». Хатиб аль-Ширбини в своей книге «Мугни альмухтадж» цитирует слова имама Навави: «Предпочтительным мнением по этому вопросу является следующее: вопрос освобождения от остатков мочи зависит от индивидуального состояния человека. Смысл и цель манипуляций по освобождению мочевого канала от остатков мочи заключается в том, чтобы человек твёрдо убедился, что в мочеиспускательном канале не осталось остатков мочи, которые могут потом выйти наружу. Некоторым достаточно лёгкого проведения пальцами вдоль канала и напряжения тела имитацией глубокого кашля, некоторым же нужно это проделывать неоднократно и тщательно. Однако важно не дойти в своих предположениях (относительно остатков мочи) до степени навязчивых наущений, маний и сомнений».
Как выплачивать закят с проданного товара – учитывая его себестоимость или цену, за которую он был продан, как требуется по мазхабу имама Шафии?
Известный учёный шафиитского мазхаба Абдуль Хамид аш-Ширвани, комментируя слова Ибн Хаджара, говорит, что для выплаты закята с продаваемого товара нужно оценивать его по общепринятой цене. Например, у определённого товара общепринятая цена – 1000 рублей, но продавец продал его за 2000 рублей в силу своих способностей, в этом случае оценивают этот товар за 1000 рублей.
Почему нельзя делать инсеминацию, взяв биоматериал не у мужа, у которого нет никаких шансов оплодотворить, а у другого человека? И нельзя ли так поступить, если этот шаг спасёт семью от распада?
Шариат категорически запрещает инсеминацию, что означает удалённое взятие спермы у донора (не у мужа), даже если у него нет шансов на оплодотворение жены или даже если это приведёт к разводу. Причиной такого запрета служит то, что Всевышний оказывает человеку особый почёт. Всевышний в Коране говорит (смысл): «Мы возвеличили людей» (сура «Исра», аят 70). Пределом этого почёта является неприкосновенность появления новой жизни при зачатии и рождении ребёнка. Поэтому Шариат признаёт родословную с отцовской стороны только того человека, который был зачат и рождён в шариатском браке его родителей.
Знаю, что по Исламу нельзя вступать в брак с молочным братом или сестрой. Почему это так и на чём это основывается?
Пророк ﷺ сказал: «Что запрещено, имея обычное (кровное) родство, то же запрещено, имея молочное родство».
В вопросах, связанных с бракосочетанием, Шариат ставит молочное родство на один уровень с обычным (кровным) родством, так как в детях, которые употребляли молоко одной женщины, сохраняются одинаковые частички, произошедшие от этого молока.
Существует хадис: «Не препятствуйте рабыням Аллаха ﷻ в посещении мечетей». А в версии хадиса, которую приводит Абу Давуд, добавлено: «…но их дома лучше для них». Некоторые алимы говорят, чтобы женщины не ходили в мечети. Но ведь есть прямой текст, где сказано, чтобы не запрещали им это. И вообще, что скажете насчёт этого хадиса и добавления в его вторую версию слов «...но их дома лучше для них» – это достоверно?
Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат ульМухтадж» (т. 3, с. 13) говорит: «В достоверном хадисе, который передал Абу Давуд, сказано: ‘‘Не запрещайте вашим женщинам ходить в мечети, но их дома лучше для них’’». У кого-то может возникнуть вопрос: «Раз им лучше совершать намазы дома, то в чём же смысл слов Пророка ﷺ: «Не запрещайте вашим женщинам ходить в мечеть»?» Ответ заключается в том, что запрет, о котором идёт речь в хадисе, носит рекомендательный характер – танзих, то есть если запретить им это, то не будет греха.
Есть ещё версия, согласно которой нельзя было запрещать только женщинам времён Пророка ﷺ и ещё женщинам, к которым мужчины обычно не испытывают влечения и которые носят заношенную старую одежду. Суть всего этого состоит в том, что, хотя и нельзя запрещать женщинам ходить в мечеть, так как в мечети для них есть благо, но всё же дома для них блага больше.
Поэтому нежелательно (карахат) ходить для джамаат-намаза в мечеть женщинам, к которым у мужчин может возникнуть влечение, даже если они будут в старой рваной одежде. Нежелательность ходить в мечеть относится и к женщинам, к которым обычно не испытывают влечения, но которые идут туда приукрасившись и применив благовония, тем самым привлекая к себе внимание мужчин.
Имам мечети или его заместитель имеют право запретить таким женщинам заходить внутрь мечети. И ещё. Женщинам запрещено (харам) ходить в мечеть без разрешения опекуна – если она не замужем, а если замужем, то без разрешения мужа. Также запрещено женщинам ходить в мечеть, если есть вероятность возникновения у них о мужчинах и у мужчин о них непристойных мыслей или действий.
НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ОТДЕЛ ФЕТВ МУФТИЯТА РД