Между тем все враги Ислама, в том числе иудеи, лицемеры и многобожники, хорошо знали, что причиной победы мусульман было не превосходство в живой силе и не то, что они были лучше вооружены. Причина была лишь в том, что мусульмане ориентировались на высокие духовные ценности и придерживались нравственных принципов. И врагам Ислама было известно, что вдохновителем всего этого был Посланник Аллаhа ﷺ, являвший собой наилучший и непревзойдённый пример живого воплощения этих ценностей.
Кроме того, после продолжавшихся в течение пяти лет войн они поняли, что покончить с этой религией и её приверженцами силой оружия невозможно. Поэтому решили развязать против Ислама пропагандистскую войну, обвинив мусульман в аморальности и неуважении к традициям и сделав главным объектом своих нападок Пророка ﷺ. Они могли заниматься подобными вещами постоянно, поскольку являлись пятой колонной в рядах мусульман и жили в Медине, имея возможность в любой момент устраивать любые провокации, воздействуя на чувства мусульман. Ведение этой пропагандистской кампании взяли на себя лицемеры во главе с Ибн Убаййем. Их планы стали очевидны после завершения битвы у Рва и женитьбы Посланника Аллаhа ﷺ на матери правоверных Зайнаб бинт Джахш رضي الله عنه, с которой развёлся его приёмный сын Зайд бин Хариса رضي الله عنه. Дело в том, что прежде арабы всегда считали, что приёмный сын ничем не отличается от родного и запрещается сочетаться браком с бывшей женой своего приёмного сына. Вот почему, когда Пророк ﷺ женился на Зайнаб رضي الله عنها, лицемеры, как им показалось, получили сразу два повода для того, чтобы вызвать у людей недовольство.
Первый – это то, что эта его жена была пятой по счёту, тогда как Коран позволяет жениться только на четырёх женщинах (этот запрет распространяется на всех мусульман, за исключением Посланника Аллаhа ﷺ), и они спрашивали: как же может быть действительным такой брак?
Второй – это то, что прежде Зайнаб رضي الله عنها являлась женой приёмного сына Пророка ﷺ, и женитьба на ней, согласно старым арабским традициям, считалась величайшим грехом, на что лицемеры и упирали больше всего в своей пропаганде, выдумывая всевозможные небылицы.
Кроме того, эти слухи оказали сильное влияние на тех людей, вера которых была слаба, в силу чего были ниспосланы ясные аяты Корана, которые заключали в себе лекарство от болезни сердец. И о том, сколь широкое распространение получила эта пропаганда, свидетельствует тот факт, что Аллаh Всевышний открывает суру «Аль-Ахзаб» следующим аятом (смысл комментария): «О Пророк ﷺ! Бойся Аллаhа ﷻ и не подчиняйся неверующим и лицемерам. Поистине, Аллаh ﷻ – Знающий, Мудрый». Посланник Аллаhа ﷺ стойко переносил наветы врагов, неизменно проявляя терпение, мягкость и доброжелательность, а мусульмане в основной своей массе остерегались их зла или проявляли терпение, поскольку уже не раз становились свидетелями их позорных поступков, о чём Всевышний Аллаh сказал (смысл комментария): «Неужели они (лицемеры) не видят, что каждый год их испытывают один или два раза [трудностями и болезнями]? Но они не раскаиваются [в своём лицемерии] после этого и не принимают наставления» (сура «Ат-Тавба», аят 126).
Когда начался поход на Бану аль-Мусталик, лицемеры, принявшие в нём участие, своим поведением подтвердили правильность слов Всевышнего, Который сказал (смысл комментария): «Если бы они вышли в поход вместе с вами, то добавили бы вам лишь замешательства [и беспорядка]. Они носились бы среди вас (распространяя сплетни) и создавали бы смуту (сея между вами вражду)…» (сура «Ат-Тавба», аят 47).
Лицемеры использовали эти два случая, когда им представилась возможность совершить дурное: они послужили причиной сильного замешательства в рядах мусульман, распуская сплетни и грязные слухи о Посланнике Аллаhа ﷺ.
После завершения этого похода Посланник Аллаhа ﷺ некоторое время оставался у колодца аль-Мурайси, к которому приходили за водой люди. У Умара бин аль-Хаттаба رضي الله عنه был наёмный слуга по имени Джахджах аль-Гифари رضي الله عنه, который повздорил из-за воды с Синаном бин Вабром аль-Джухани رضي الله عنه, что закончилось дракой. Аль-Джухани закричал: «О ансары (мединцы)!», – а Джахджах закричал: «О мухаджиры (переселенцы из Мекки)!» Тогда Посланник Аллаhа ﷺ воскликнул: «Неужели вы продолжаете обращаться друг к другу с призывами времён джахилийи в моём присутствии?! Прекратите, ибо это дурно пахнет!»
Узнав об этом, Абдуллах бин Убайй бин Салюль, с которым находилась группа его соплеменников, а также тогда ещё совсем юный Зайд бин Аркам رضي الله عنه, разгневался и воскликнул: «Неужели они сделали это?! Они проявляют к нам враждебность, и они превзошли нас числом в нашем собственном городе! Клянусь Аллаhом ﷻ, получилось у нас с ними, как говорили прежде: «Раскорми свою собаку, так она тебя же и съест!» Но, клянусь Аллаhом ﷻ, поистине, если мы вернёмся в Медину, то более могущественные непременно изгонят из неё презренных!» А потом он повернулся к присутствующим и сказал им: «Вы сделали это с собой своими собственными руками, ибо поселили их у себя и поделились с ними своим имуществом, а если бы вы не сделали этого, то они ушли бы на другое место!» Зайд бин Аркам رضي الله عنه сообщил об этом своему дяде, а тот передал его слова Пророку ﷺ. Находившийся в это время рядом Умар رضي الله عنه воскликнул: «Вели Аббаду бин Бишру رضي الله عنه, чтобы он убил его!» Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «О Умар رضي الله عنه, а что же будет потом? Люди станут говорить, что Мухаммад ﷺ убивает своих сподвижников. Нет, и объяви людям, что мы отправляемся в путь». Пророк ﷺ ранее никогда не снимался с места в такое время. И люди двинулись в путь, а через некоторое время с Пророком ﷺ встретился Усайд бин Хузайр رضي الله عنه, который приветствовал его и спросил: «Почему ты ушёл в такое неподходящее (жаркое) время?» Пророк ﷺ сказал: «Разве ты не знаешь, что сказал ваш товарищ?» – имея в виду Ибн Убаййа. Усайд رضي الله عنه спросил: «А что он сказал?» Посланник Аллаhа ﷺ ответил: «Он утверждает, что, когда он вернётся в Медину, могущественные непременно изгонят оттуда презренных». На это Усайд رضي الله عنه сказал: «Это ты, о Посланник Аллаhа ﷺ, изгонишь его оттуда, если пожелаешь! Клянусь Аллаhом ﷻ, это он презренный, а ты – могущественный!» А потом добавил: «О
Посланник Аллаhа ﷺ, прояви к нему снисхождение, ибо, клянусь Аллаhом ﷻ, когда ты пришёл к нам, его соплеменники уже готовили жемчуг, чтобы увенчать его короной, и теперь он считает, что это ты лишил его власти». Так они шли весь день и всю ночь, а когда на следующий день стало припекать солнце, Посланник Аллаhа ﷺ остановился на отдых, и люди сразу же повалились на землю и заснули. Пророк ﷺ поступил так только для того, чтобы отвлечь их от ненужных разговоров. Когда Ибн Убайй узнал, что Зайд бин Аркам رضي الله عنه передал его слова Посланнику Аллаhа ﷺ, он явился к нему и стал клясться Аллаhом ﷻ, говоря: «Я не говорил того, о чём он сказал, и не касался этого!» Один из присутствовавших при этом ансаров сказал: «О Посланник Аллаhа ﷺ, может быть, этот юноша ошибся и неправильно запомнил то, что он сказал?» – и Пророк ﷺ поверил Ибн Убаййу.
(Продолжение следует.)
Адиль Ибрагимов