поделиться

Походы Пророка ﷺ к различным племенам

Поход на Бану аль-Мусталик

Несмотря на то, что этот поход не имел большого военного значения, во время его осуществления случилось то, что стало для мусульман назиданием, способствовало облагораживанию и поддержанию их духовной чистоты, а на лицемеров, наоборот, навлекло позор. 

Этот поход состоялся в месяце Ша‘бан шестого года хиджры (мусульманского летоисчисления). Причиной его послужило то, что до Пророка ﷺ дошла информация, что вождь Бану аль-Мусталик аль-Харис бин Абу Зирар во главе своих воинов и других арабов, которых ему удалось собрать, двинулся войной на мусульман. Для проверки достоверности этого сообщения к ним был послан Бурайда бин аль-Хасиб аль-Аслами رضي الله عنه, который явился к ним, встретился с аль-Харисом бин Абу Зираром, поговорил с ним, а потом вернулся к Посланнику Аллаhа ﷺ и обо всём ему рассказал.

Убедившись, что полученные им известия соответствуют истине, Пророк ﷺ призвал своих сподвижников в поход и поспешил выступить в путь за два дня до конца месяца Ша‘бан. Вместе с ним в поход вышли и некоторые лицемеры, прежде не принимавшие участия в военных походах мусульман. За старшего в Медине Посланник Аллаhа ﷺ оставил Зайда бин Харису رضي الله عنه. Что же касается аль-Хариса бин Зирара, он направил шпиона, чтобы тот сообщал ему о передвижениях мусульманской армии, но мусульмане вычислили его и захватили в плен. Когда аль-Харис бин Абу Зирар и его приспешники узнали о походе Посланника Аллаhа ﷺ и казни их шпиона, их охватил сильный страх, а арабы, находившиеся с ним, покинули его. Тем временем Посланник Аллаhа ﷺ добрался до одного из их водных источников под названием аль-Мурайси, и мусульмане стали готовиться к бою. 

Посланник Аллаhа ﷺ построил своих сподвижников в боевой порядок и вручил знамя мухаджиров (жителей Мекки) Абу Бакру رضي الله عنه, а знамя ансаров (мединцев) – Сааду бин Убаде رضي الله عنه. Некоторое время противники обстреливали друг друга из луков, а потом все мусульмане по приказу Пророка ﷺ бросились в атаку и одержали победу. Многобожники были разбиты, кто-то из них погиб, остальных взяли в плен, а также их женщин, и захватили много добычи. 

Среди пленных находилась и дочь аль-Хариса, вождя Бану аль-Мусталик, Джувайрийя رضي الله عنه. При разделе добычи она досталась Сабиту бин Кайсу رضي الله عنه, с которым договорилась о выкупе за её освобождение. Посланник Аллаhа ﷺ сам выплатил его и женился на ней. После этого мусульмане отпустили на волю сто человек из этого племени, которые приняли Ислам; по этой причине их стали называть родственниками Пророка ﷺ по линии жены. 

Что же касается событий, имевших место в этом походе, мы считаем нужным, поскольку произошли они из-за главы лицемеров Абдуллаха бин Убаййа и его товарищей, сначала упомянуть о той роли, которую сыграли лицемеры в событиях, предшествовавших походу на Бану аль-Мусталик. Мы уже упоминали о том, что Абдуллах бин Убайй ненавидел Ислам и мусульман, но особо сильную ненависть он питал к Посланнику Аллаhа ﷺ. Причиной подобной ненависти было то, что в своё время авситы и хазраджиты (племена арабов Медины) договорились между собой вручить ему власть над ними и уже приготовили жемчуг для его короны. Но потом, после того как они приняли Ислам, им пришлось отвернуться от Ибн Убаййа, и с тех пор он считал, что это Посланник Аллаhа ﷺ лишил его власти. Эту ненависть он стал испытывать сразу же после переселения Пророка ﷺ в Медину, ещё до того, как сделал вид, будто принимает Ислам после битвы при Бадре. 

Сообщается, что однажды Посланник Аллаhа ﷺ отправился верхом на своём осле, чтобы навестить заболевшего Саада бин Убаду رضي الله عنه. Он проехал мимо группы людей, среди которых находился и Абдуллах бин Убайй, а тот сморщил нос и сказал: «Не пылите на нас!» А когда Посланник Аллаhа ﷺ стал читать собравшимся Коран, Ибну Убайй говорил: «Сидел бы у себя дома и не приходил в наши собрания!»

Это было ещё до того, как он для вида принял Ислам после битвы при Бадре. Он всё время думал только о том, как бы внести раскол в исламское общество и ослабить влияние Пророка ﷺ на людей. Он всячески старался поддерживать дружеские отношения с врагами этой религии, сыграл свою роль в столкновении с иудеями из племени Бану Кайнука. А во время битвы при Ухуде причинил мусульманам много зла, предал их и стал причиной смятения в их рядах, о чём говорилось ранее.

Абдуллах бин Убайй лживо делал вид, что искренне исповедует Ислам; он каждую пятницу вставал, когда Посланник Аллаhа ﷺ садился перед пятничной проповедью в мечети, говоря людям: «Среди вас находится Посланник Аллаhа ﷺ, присутствием которого Аллаh ﷻ почтил вас, так помогайте же ему, слушайте его и повинуйтесь ему!» После чего он садился, а Пророк ﷺ поднимался со своего места и произносил проповедь.
О бесстыдстве же этого лицемера свидетельствует то, что в первую пятницу после сражения при Ухуде, во время которого он причинил мусульманам столько вреда, совершив отвратительное предательство, он снова поднялся, чтобы произнести то, что всегда говорил прежде, но его схватили за край одежды и сказали: «Сядь, о враг Аллаhа ﷻ! Ты не достоин этого (говорить подобные слова), ибо сделал то, что сделал!» И он пошёл к выходу, перешагивая через шеи людей и говоря: «Клянусь Аллаhом ﷻ, можно подумать, что я сказал что-то неподобающее! Я ведь встал только для того, чтобы поддержать его!» У ворот мечети его встретил один из ансаров, который сказал: «Горе тебе! Вернись, и Посланник Аллаhа ﷺ попросит Всевышнего Творца простить тебя!» На это он ответил: «Клянусь Аллаhом ﷻ, я не хочу, чтобы он просил для меня прощения!»

Абдуллах бин Убайй поддерживал тайную связь с иудеями из племени Бану ан-Назир, замышляя вместе с ними выступить против мусульман. Он даже сказал им: «Если вы будете изгнаны, то и мы уйдём вместе с вами, а если с вами будут сражаться, то мы непременно поможем вам!»
Точно так же он и его товарищи вели себя и во время битвы у Рва (битва при Хандаке): они сеяли смятение и старались внушить в сердца верующих страх, о чём Аллаh Всевышний сказал (смысл комментария): «И вот сказали лицемеры, а также те, чьи сердца больны (слабые верой): “Обещания Аллаhа ﷻ и Его Посланника ﷺ были обманом!” И вот некоторые из них сказали: “О жители Ясриба (Медины)! Незачем вам здесь находиться. Вернитесь [домой]!” Группа [людей] стала просить разрешения [покинуть поля боя] у Пророка ﷺ, говоря: “Наши дома остались без защиты!” Но они не были без защиты – просто те хотели бежать [с поля боя]. И если бы они (враги) вошли [в город] со всех сторон и потребовали от них присоединиться к смуте [отказавшись от веры], то они пошли бы на это немедля, за исключением некоторых. А ведь они заключили договор с Аллаhом ﷻ прежде, [пообещав Всевышнему] не поворачиваться [к врагу] спиной. И о договоре с Аллаhом ﷻ они будут спрошены [в Судный день]. Скажи [им, о Мухаммад ﷺ]: «Бегство не принесёт вам пользы, если вы желаете убежать от смерти или гибели [в бою]. [Даже если смерти вы избежите сейчас,] вы будете наслаждаться [благами земной жизни] совсем недолго». Спроси их (этих лицемеров): «Кто защитит вас от Аллаhа ﷻ, если Он пожелает вам зла? [И кто помешает Ему,] если Он пожелает проявить к вам милость?» Не найдут они себе, помимо Аллаhа ﷻ, ни покровителя, ни помощника. Аллаh ﷻ же знает тех из вас, кто удерживает [других от участия в сражении], и тех, кто говорит своим братьям: «Идите к нам (покиньте верующих)!» Немногие из них [в итоге] идут в бой. [Причина этого] в их скупости по отношению к вам. Но лишь придёт опасность, ты видишь, как они смотрят на тебя. Их глаза вращаются, как у того, кто теряет сознание перед смертью (от страха в бою). А когда опасность проходит, они ранят вас острыми языками, скупясь на добро. Они не уверовали, и Аллаh ﷻ сделает тщетными их [благие] дела. Это для Аллаhа ﷻ легко» (сура «Аль-Ахзаб», аяты 12–20).

Адиль Ибрагимов