поделиться

Походы Пророка ﷺ к различным племенам

Поход под руководством Мухаммада бин Масламы رضي الله عنه

Это был первый военный поход после завершения битвы у Рва и подавления Бану Курайза, а участие в нём приняли тридцать всадников. Отряд под командованием Мухаммада бин Масламы رضي الله عنه двинулся в сторону аль-Карта, который расположен близ Дарья (местности, что находится на расстоянии семи дней пути от Медины). 

Этот отряд выступил в поход через десять дней после начала месяца Мухаррам 6-го года хиджры и направился к местам обитания племени Бакр бин Киляб. Когда мусульмане напали на этих людей, те разбежались, а победители захватили много скота. Они вернулись в Медину за один день до окончания Мухаррама, приведя с собой вождя племени Бану Ханиф Сумаму бин Усаля аль-Ханафи, который изменил свою внешность и отправился в путь, чтобы убить Посланника Аллаhа ﷺ по приказу лжепророка Мусайлимы.

Захватив Сумаму, сподвижники Пророка ﷺ привязали его к одному из столбов мечети. Пророк ﷺ вышел к нему и спросил: «Что скажешь, о Сумама?» («Как ты думаешь, что я с тобой сделаю?») В ответ Сумама сказал: «У меня всё хорошо, о Мухаммад ﷺ (Сумама имел в виду, что он ни о чём не беспокоится, так как уверен, что Пророк ﷺ не поступит с ним несправедливо), так как, если ты убьёшь меня, то будет кому за меня отомстить, а если окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному; если же ты хочешь денег, то требуй что пожелаешь». 
Его оставили до следующего дня, а потом Пророк ﷺ снова спросил его: «Что скажешь, о Сумама?» Тот сказал: «То же, что я уже говорил: если ты окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному», и его оставили до следующего дня. На следующий день Пророк ﷺ вновь спросил его: «Что скажешь, о Сумама?» – и он сказал: «Только то, что я уже сказал тебе». Посланник Аллаhа ﷺ велел: «Отпустите Сумаму». 

После этого Сумама направился в пальмовую рощу, находившуюся поблизости от мечети, совершил полное омовение, а потом вошёл в мечеть и произнёс слова свидетельства о Едином Господе и пророчестве Мухаммада ﷺ. Он сказал: «О Мухаммад ﷺ! Клянусь Аллаhом ﷻ, не было на земле лица, более ненавистного для меня, чем твоё лицо, но сегодня оно стало для меня самым любимым из всех лиц! Клянусь Аллаhом ﷻ, не было религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, а сейчас твоя религия стала для меня самой любимой! Клянусь Аллаhом ﷻ, не было города, более ненавистного для меня, чем твой город (Медина), а теперь этот город стал для меня самым любимым!» 

Посланник Аллаhа ﷺ порадовал его благой вестью и велел ему совершить умру (малый хадж). Когда Сумама رضي الله عنه приехал в Мекку, кто-то сказал ему: «Так ты отступился от своей веры?» В ответ Сумама رضي الله عنه сказал: «Нет, однако я уверовал в Аллаhа ﷻ и Его Посланника Мухаммада ﷺ. И, клянусь Аллаhом ﷻ, не поступит к вам более из Ямамы ни одного зёрнышка пшеницы без разрешения Пророка v».

Что касается Ямамы, она снабжала Мекку продовольствием, и когда Сумама رضي الله عنه уехал оттуда, он запретил возить в Мекку зерно, в результате чего курайшиты стали голодать. Позже они отправили Посланнику Аллаhа ﷺ письмо, в котором просили пожалеть их и написать Сумаме رضي الله عنه, чтобы тот разрешил возить к ним продовольствие, и Пророк ﷺ исполнил их просьбу. 

Поход на Бану Лихьян 

Как уже сообщалось ранее, в результате вероломства людей из рода Бану Лихьян десять сподвижников Посланника Аллаhа ﷺ были убиты в ар-Раджи. Поскольку поселения этого рода располагались в самом сердце Хиджаза у границ Мекки, Посланник Аллаhа ﷺ считал, что до поры до времени совершать поход в районы, расположенные поблизости от территории главного врага, не следует. Однако после того как союзные племена лишились сил, утратили решимость и в определённой степени смирились с существующим положением дел, Пророк ﷺ посчитал, что настало время отомстить Бану Лихьян за своих сподвижников. 

В месяце Раби аль-Авваль 6-го года хиджры Пророк ﷺ отправился к ним с отрядом из двухсот сподвижников, оставив за старшего в Медине ибн Умм Мактума رضي الله عنه. При этом он сделал вид, что направляется в сторону Шама (ныне территория Сирии и близлежащих государств). Однако потом он изменил направление движения и быстро достиг Батн Гарран, ущелья, расположенного между Амаджем и Усфаном, где были убиты его сподвижники. Услышав о появлении Пророка ﷺ, Бану Лихьян разбежались и попрятались на вершинах гор. Посланник Аллаhа ﷺ оставался там в течение двух дней, рассылая вокруг отряды мусульман, но они никого захватить не сумели. А затем Пророк ﷺ двинулся на Усфан, направив десять всадников в сёла аль-Гамим, чтобы напомнить о себе курайшитам. После чего вернулся в Медину после двухнедельного отсутствия.

Продолжение походов 

После этого Посланник Аллаhа ﷺ продолжал направлять военные отряды из Медины. В месяце Джумада аль-Уля 6-го года хиджры Пророк ﷺ отправил отряд под командованием Зайда бин Хариса رضي الله عنه на аль-Айс. Тот повёл туда сто семьдесят всадников и захватил караван курайшитов, возглавляемый зятем Посланника Аллаhа ﷺ Абу ль-Асом, которому удалось ускользнуть. Он тайком явился к своей жене Зайнаб رضي الله عنه в Медине и попросил её о заступничестве перед Пророком ﷺ. А потом попросил её поспособствовать тому, чтобы Посланник Аллаhа ﷺ вернул ему захваченное имущество, и она выполнила его просьбу. Посланник Аллаhа ﷺ посоветовал людям вернуть захваченную ими добычу, не принуждая их к этому, и они вернули ему абсолютно всё. Абу ль-Ас вернулся в Мекку и отдал доверенное ему имущество владельцам, а потом принял Ислам и переселился в Медину, где Пророк ﷺ вернул ему Зайнаб رضي الله عنه после трёх с половиной лет разлуки, восстановив брак между ними. 

«Поход листьев»

Сообщается, что Джабир رضي الله عنه рассказал: «Пророк ﷺ отправил нас в поход в составе отряда из трёхсот всадников под командованием Абу Убайды бин аль-Джарраха رضي الله عنه, поручив нам выследить караван курайшитов. В дороге голод стал мучить нас так, что мы ели листья деревьев, поэтому поход был назван «походом листьев». Один человек зарезал трёх верблюдов, потом ещё трёх, а потом ещё трёх, после чего Абу Убайда запретил ему делать это. А через некоторое время море выбросило нам животное, именуемое «анбар» (кашалот), и мы ели его целых полмесяца и умащались его жиром, пока тела наши не вернулись к прежнему состоянию и не поправились. И Абу Убайда رضي الله عنه взял одно из рёбер этого животного, выбрал самого высокого воина и самого высокого верблюда, посадил его на этого верблюда, и тот проехал под этим ребром. Мы запаслись большими кусками его мяса. После возвращения в Медину мы пришли к Посланнику Аллаhа ﷺ и обо всём рассказали ему. Он сказал: “Это – удел, дарованный вам Аллаhом ﷻ. Найдётся ли у вас немного его (кашалота) мяса и для меня?” – и мы отправили ему часть этого мяса» (аль-Бухари).

Адиль Ибрагимов