поделиться

Равнодушный к мирским благам

Перенесёмся в 87-й год хиджры (мусульманского летоисчисления). Вот он – гордость мусульман, полководец-триумфатор Кутайба ибн Муслим аль-Бахили – ведёт своё вой-ско из Мерва в Бухару.

Он намерен призвать к вере в Единого Господа оставшиеся области Мавераннахра (область Центральной и Средней Азии) и предпринять поход на приграничные области Китая. 

Не успел Кутайба переправиться через реку Сырдарья, как жители Бухары, узнав о его приближении, стали готовиться к сражению, и со всех сторон зазвучали походные барабаны. Они позвали на помощь соседей – жителей Согда, тюрков и китайцев, а также многих других. К ним стало подходить подкрепление – войска, состоящие из людей разных цветов кожи и национальностей, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии. Враг оказался в несколько раз многочисленнее мусульман. К тому же они перекрыли дороги, ограничив передвижения мусульман, отрезав пути и закрыв границы. Кутайбе ибн Муслиму не удалось даже подослать к ним маленький отряд, который должен был разведать положение на территории врага и снабдить командующего добытыми сведениями. 

Мольбы верующих ко Всевышнему 

Кутайба ибн Муслим встал лагерем близ города Бейкенд и стоял на месте, не продвигаясь вперёд и не отходя назад. Каждый день с первыми лучами солнца враг выходил к нему для сражения, и между отрядами двух войск происходили стычки. А ночью вражеские отряды возвращались в свои надёжные крепости. Так продолжалось два месяца. Кутайба пребывал в растерянности, не зная, что делать дальше. Он не знал, отступать ему или, наоборот, наступать. Мусульмане всех областей вскоре узнали о положении, в котором оказался Кутайба со своим войском. И мусульмане стали опасаться за огромное непобедимое войско и его великого командующего, которого ещё никто не смог одолеть. Наместникам было велено обращаться к Аллаhу ﷻ с мольбами за мусульманские войска после каждой обязательной молитвы. Имамы читали дуа-кунут в каждой обязательной молитве. На помощь доблестному войску устремились очень многие во главе с благородным последователем сподвижников Мухаммадом ибн Васи’ аль-Азди. 

Предательство

У Кутайбы ибн Муслима был разведчик из числа неарабов, известный своей сообразительностью, проницательностью, мудростью и острым умом. Его звали Тейзар. Враги переманили его на свою сторону, щедро одарив. Они потребовали от него использовать свою хитрость и острый ум для того, чтобы ослабить мусульман и заставить их покинуть их земли без боя. Тейзар зашёл к Кутайбе ибн Муслиму аль-Бахили. А у него в это время сидели его командующие и наиболее благородные воины. Сев рядом с ним, Тейзар наклонился и прошептал ему в ухо: 
– Распусти своё собрание, о предводитель. Если, конечно, пожелаешь. 

Кутайба сделал знак присутствующим, и все они поднялись и ушли, кроме Зырара ибн аль-Хусейна, которому Кутайба велел остаться. Тогда Тейзар повернулся к Кутайбе и сказал: 
– У меня для тебя новости, предводитель. 

Командующий с нетерпением спросил: 
– Какие же? 

Тейзар ответил: 
– Повелитель верующих в Дамаске снял с должности аль-Хаджжаджа ибн Юсуфа ас-Сакафи и всех командующих, находившихся в его подчинении, в том числе и тебя. И он назначил новых командующих и уже послал их, чтобы они заняли свои новые должности. Твой заместитель прибудет со дня на день. И я считаю, что тебе следует увести войско из этих земель и вернуться в Мерв, чтобы разобраться со своими делами подальше от полей сражения. 

Едва Тейзар закончил свою речь, как Кутайба ибн Муслим позвал своего слугу Сияха и, когда тот явился, велел ему: 
– Сиях, отруби голову этому предателю! 

И тот отрубил Тейзару голову и удалился. Кутайба повернулся к Зырару ибн аль-Хусейну и сказал: 
– Никто на земле не слышал этого известия, кроме нас с тобой. И я клянусь Великим Аллаhом ﷻ , что если оно дойдёт до чьих-нибудь ушей, прежде чем мы завершим нашу войну, я отправлю тебя вслед за этим предателем! Если тебе дорога твоя жизнь, то держи язык за зубами. И знай, что распространение этого известия ослабит воинов и принесёт нам поражение. 

Потом он разрешил людям войти к нему. Увидев убитого Тейзара, тело которого лежало на земле в луже крови, люди остановились и стояли молча, растерянные и напуганные. 

Кутайба спросил у них: 
– Почему вас так напугало убийство этого подлого предателя? 

Они ответили: 
– Мы думали, он искренне служит мусульманам и предан нам. 

Кутайба сказал: 
– Нет, он обманывал нас. И Аллаh ﷻ наказал его за это. 

Мольба, которая не остаётся без ответа

Потом он возвысил голос и воззвал: 
– А теперь отправляйтесь сражаться с вашим врагом! И на этот раз встретьтесь с ним не с такими сердцами, с которыми вы встречались с ним прежде! 

Воины выполнили приказ своего командующего Кутайбы ибн Муслима и перешли границы, чтобы встретиться с врагом. Когда оба войска построились друг против друга, мусульмане увидели, что их враг заметно превосходит их численностью и хорошо вооружён. Это наполнило их сердца страхом. Кутайба понял, какие чувства испытывают его воины. Он стал ходить между рядами, обращаясь к воинам с речами, призванными поднять боевой дух, разжечь в сердцах благородный пыл и укрепить решимость воинов. Потом он огляделся и спросил: 
– А где Мухаммад ибн Васи’ аль-Азди? 

Ему сказали: 
– Он там, на правом фланге, о предводитель. 

Кутайба спросил: 
– Что он делает? 

Ему ответили: 
– Опёрся на своё копьё, вперил взгляд во врага и шевелит пальцем, указывая на небеса... Позвать его, о предводитель? 

Кутайба ответил: 
– Нет... Оставьте его. 

А потом добавил: 
– Клянусь Аллаhом ﷻ, поистине, один палец Мухаммада ибн Васи’ аль-Азди дороже мне, чем тысяча обнажённых мечей в руках тысячи юношей в расцвете сил! Оставьте его, пусть обращается к Аллаhу ﷻ с мольбами. Ведь все мы знаем, что его мольбы не остаются без ответа. 
Два войска сошлись и стали сражаться, как разъярённые львы, схлестнулись, подобно двум огромным волнам во время шторма. И Всевышний Аллаh ниспослал сердцам мусульман покой и умиротворение и помог им. Они сражались с врагом весь день, а когда настала ночь, Аллаh ﷻ сотряс стопы многобожников и вселил в их сердца страх. Они побежали, а мусульмане преследовали их, захватывая в плен. Тогда те запросили мира и согласились выплачивать джизью (налог). 

Страх предстать перед Господом

Каждый раз, когда Мухаммад ибн Васи’ слышал, как люди хорошо отзываются о нём, хвалят его и восхищаются его богобоязненностью и поклонением, он говорил им: 

– Если бы грехи пахли, то никто из вас не смог бы приблизиться ко мне из-за исходящего от меня зловония! 
Мухаммад ибн Васи’ неустанно побуждал своих учеников следовать Книге Аллаhа ﷻ (Корану) и жить в соответствии с ней. Он говорил: 

– Коран – сад верующего. С какого бы места он ни читал его, он оказывается в прекрасном саду. 
Он также наказывал им не переедать, говоря: 

– Если человек ест много, то становится тяжёлым на подъём, и это отвращает его от многого из того, к чему он стремится. 
Мухаммад ибн Васи’ прожил всю свою жизнь, боясь своих грехов. Он очень боялся предстать перед Господом. 
Когда Мухаммад ибн Васи’ заболел предсмертной болезнью, люди стали навещать его. Их было много, одни выходили, другие заходили, и дом постоянно был наполнен людьми. Мухаммад ибн Васи’ посмотрел на одного из своих близких друзей и сказал: 

– Вот скажи мне, от чего смогут избавить меня все эти люди в Судный день, когда нас потащат за головы и за ноги? И какую пользу они принесут мне, когда меня бросят в огонь? 
Потом он обратился к Господу со словами: 

– О Аллаh ﷻ, поистине, я прошу у Тебя прощения за каждое скверное деяние, за каждое скверное слово. 
После этого он покинул этот свет.

Адиль Ибрагимов