поделиться

Поход на Бану Курайза

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

В тот же день, когда Посланник Аллаhа ﷺ, вернувшийся в Медину, совершил полное омовение в доме Умм Саламы رضي الله عنه (одной из жён Пророка ﷺ), около полудня к нему явился ангел Джибриль عليه السلام и сказал (смысл): «Так ты уже снял оружие? Ангелы же, поистине, своё оружие не снимали! Я только что перестал преследовать курайшитов, а ты иди на Бану Курайза вместе с теми, кто находится с тобой. Я тоже пойду к ним перед тобой, и сотрясу их укрепления, и внушу их сердцам страх». После чего Джибриль عليه السلام отправился туда вместе с другими ангелами. 

Тогда по приказу Посланника Аллаhа ﷺ муэдзин (человек, читающий азан – призыв к намазу) объявил людям: «Пусть тот, кто слушает и повинуется, совершит послеполуденную молитву не иначе как у поселения Бану Курайза!» Пророк ﷺ оставил в Медине за старшего Ибн Умму Мактума رضي الله عنه и вручил знамя Али бин Абу Талибу رضي الله عنه, которого отправил к домам Бану Курайза первым. Али رضي الله عنه шёл, пока не приблизился к их укреплениям, где услыхал, как они поносят Посланника Аллаhа ﷺ. А потом из Медины выступил и сам Посланник Аллаhа ﷺ в сопровождении мухаджиров и ансаров. По пути он остановился у одного из колодцев племени Бану Курайза под названием Би’р Ана. Что же касается остальных мусульман, они поспешили выполнить его приказ и немедленно двинулись к поселению иудеев. Время послеполуденной молитвы застало их в пути, и некоторые из них сказали: «Мы совершим намаз только у домов Бану Курайза, как нам и было велено». Отдельные люди даже совершили эту молитву только после вечерней молитвы. Другие же сказали: «Не этого он хотел от нас, а хотел он только того, чтобы мы двигались быстрее», и совершили этот предвечерний намаз в пути, и Посланник Аллаhа ﷺ не стал порицать никого из них. 

Мусульманское войско двинулось отдельными отрядами на поселение Бану Курайза, а когда все люди соединились с Пророком ﷺ, оказалось, что набралось три тысячи воинов, в том числе тридцать всадников. Добравшись до укреплений иудеев, мусульмане взяли их в осаду. 

Оказавшись в таком затруднительном положении, их предводитель Ка‘б бин Асад обратился к соплеменникам, предложив три возможных решения: «Вам следует либо стать единоверцами Мухаммада ﷺ, что позволит вам сохранить свои жизни, имущество, жён и детей, ведь, клянусь Господом, вам уже ясно, что он – Посланник Божий ﷺ, о котором вы можете прочитать в вашем Писании. Либо собственными руками убить ваших жён и детей, а потом выйти к нему с обнажёнными мечами и сражаться с ним, пока вы не победите мусульман или не погибнете все до последнего. Либо напасть на них в субботу, поскольку точно известно, что они не станут ждать сражения с вами в этот день». 

Однако иудеи не приняли ни одного из этих трёх предложений, и им осталось только сдаться на милость Посланника Аллаhа ﷺ, однако сначала они решили связаться с некоторыми своими бывшими союзниками из числа мусульман в надежде узнать, что их может ожидать, если они сдадутся. И они обратились к Пророку ﷺ с просьбой прислать к ним их бывшего союзника Абу Любабу رضي الله عنه, имущество и дети которого находились на их территории и совета которого они хотели спросить. Когда они увидели его, мужчины подошли к нему, а женщины и дети принялись плакать, и ему стало жалко их. Они спросили: «О Абу Любаба رضي الله عنه, сдаться ли нам на милость Мухаммаду ﷺ?” Он сказал: «Да», – и указал рукой себе на горло, желая дать им понять, что их ожидает смерть. Он понял, что в этот момент он предал Аллаhа ﷻ и Его Посланника ﷺ, и сразу же ушёл оттуда. Однако к Посланнику Аллаhа ﷺ он не вернулся, а отправился в мечеть Пророка ﷺ в Медине, привязал себя к одному из её столбов и дал обет, что отвяжет его от этого столба только сам Посланник Аллаhа ﷺ и что отныне он никогда не появится на землях Бану Курайза. Когда об этом узнал Пророк ﷺ, который с нетерпением ожидал его, он сказал: «Если бы он явился ко мне, я бы обязательно попросил для него прощения у Аллаhа ﷻ, однако что сделано, то сделано, и я не стану освобождать его до тех пор, пока его покаяние не примет сам Всевышний Аллаh!» 

Несмотря на знак, который подал иудеям Абу Любаба رضي الله عنه, они всё же решили сдаться в надежде на милость Пророка ﷺ. Хотя и могли выдержать долгую осаду, поскольку располагали большими запасами продовольствия и воды, а их укрепления были неприступны. Мусульмане же находились на открытой местности, страдали от холода и голода, уставшие из-за военных действий, продолжавшихся с начала битвы у Рва.
Это сопротивление также было войной нервов, и в конечном счёте Аллаh ﷻ вселил в сердца иудеев страх, и они пали духом. 

Вперёд вышли Али бин Абу Талиб رضي الله عنه и аз-Зубайр бин аль-Аввам رضي الله عنه, и Али رضي الله عنه крикнул: «О отряд верующих, клянусь Аллаhом ﷻ, либо постигнет меня то же, что постигло Хамзу رضي الله عنه (дядю Пророка ﷺ, убитого в битве при Ухуде), либо я возьму их укрепление!» После этого иудеи поспешили сдаться.

Пророк ﷺ велел взять под стражу мужчин, и руки их заковали в цепи под наблюдением Мухаммада бин Саламы аль-Ансари رضي الله عنه, а женщин и детей от них отделили. Авситы (племя арабов Медины) обратились к Посланнику Аллаhа ﷺ и сказали: «О Посланник Аллаhа ﷺ, ты сам знаешь, как ты поступил с людьми из племени Бану Кайнука (племени иудеев), которые были союзниками наших братьев-хазраджитов (племени арабов), а эти люди являются нашими покровителями, так окажи им снисхождение». На это Пророк ﷺ сказал: «Согласитесь ли вы, чтобы судьбу их решил один из вас?» Они сказали: «Да». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Так пусть решает Саад бин Муаз رضي الله عنه», и люди сказали: «Мы согласны». После этого послали за Саадом رضي الله عنه, который из-за полученной им тяжёлой раны в битве у Рва не пошёл вместе с другими, а остался в Медине. Его посадили на осла и привезли к Посланнику Аллаhа ﷺ. Окружив его, авситы стали говорить: «О Саад, прояви доброту по отношению к иудеям Бану Курайза, ибо Посланник Аллаhа ﷺ предоставил возможность решать тебе». Саад رضي الله عنه молчал и ничего не говорил им в ответ, а когда они стали настаивать, он сказал: «Для Саада رضي الله عنه настало время доказать, что, когда речь идёт об Аллаhе ﷻ, он не боится порицания порицающего!» – и вынес решение о казни всех мужчин, пленении женщин и детей и захвате их имущества. 

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Ты рассудил согласно велению, ниспосланному Всевышним…» 

Что же касается Абу Любабы رضي الله عنه, он оставался привязанным к столбу в мечети в течение шести дней, а его жена приходила и отвязывала его перед каждой молитвой, после чего он снова привязывал себя к этому столбу. А через некоторое время в предрассветный час, когда Посланник Аллаhа ﷺ находился у Умму Саламы t, ему было ниспослано откровение, из которого он узнал, что Аллаh ﷻ принял покаяние Абу Любабы رضي الله عنه. Сообщается от самого Абу Любабы رضي الله عنه: «Умму Салама t подошла к двери своей комнаты и сказала мне: «О Абу Любаба t, радуйся, ибо Аллаh ﷻ принял твоё покаяние!”» И люди бросились к нему, чтобы отвязать его, но он отказался от этого, сказав, что это сделает только Посланник Аллаhа ﷺ. И Пророк ﷺ действительно отвязал его сам, когда выходил на утреннюю молитву. 

Поход на Бану Курайза был предпринят в месяце Зуль-Ка‘да пятого года хиджры (мусульманского летоисчисления), а осада поселения этого племени продолжалась 25 дней. Всевышний ниспослал несколько аятов суры «Аль-Ахзаб» о битве у Рва и походе на Бану Курайза. Эта сура стала комментарием к важнейшим моментам, имевшим отношение к действиям верующих и лицемеров, лишению сил союзных племён и результатам предательства иудеев. 
 

Адиль Ибрагимов