Вот Язид ибн аль-Мухалляб ибн Абу Суфра – наместник Хорасана, сильный и всегда готовый к сражению. Он сражается, ведя за собой войско, состоящее из ста тысяч воинов, не считая добровольцев. Он направлялся с войском в Джурджан и Табаристан (нынешняя территория Ирана).
Во главе добровольцев, отправившихся в этот поход вместе с ним, – благородный последователь сподвижников Мухаммад ибн Васи аль-Азди аль-Басри, прозванный «украшением факихов (учёных)», ученик благородного сподвижника и слуги Посланника Аллаhа r Анаса ибн Малика t.
Язид ибн аль-Мухалляб остановился со своим войском в Дихистане (ныне территория Туркменистана). Там жил тюркский народ, известный своей доблестью и силой, а крепости его казались неприступными. Они каждый день выходили, чтобы сражаться с мусульманами, а когда им приходилось туго или сражение изнуряло их, они возвращались через ущелья в свои укрепления и скрывались в своих высоких крепостях.
Мухаммад ибн Васи сыграл важную роль в этом сражении, несмотря на слабость его тела и немолодой уже возраст. Войску мусульман приносил покой свет веры, которым было озарено его лицо. Воинов ободряло жаркое поминание Всевышнего, а его мольбы, с которыми он обращался к Аллаhу ﷻ в трудные минуты и которые не оставались без ответа, вселяли спокойствие в сердца воинов. Обычно, когда командующий начинал сражение, Мухаммад ибн Васи кричал:
– О конница Аллаhа ﷻ, вперёд! О конница Аллаhа ﷻ, вперёд!
И стоило воинам услышать этот призыв, как они бросались в бой подобно бесстрашным львам. Они спешили на поле битвы, как спешат истомлённые жаждой к прохладной воде в знойный день...
В одной из этих кровавых и жестоких битв из рядов вражеского войска вышел воин, могучий телом. Он проносился между рядами, храбро сражаясь, – так, что в конце концов сумел отбросить мусульман с их позиций и вселить страх в их сердца. Потом он стал вызывать их на поединок. Он бросал вызов и при этом вёл себя высокомерно и повторял свой призыв вновь и вновь.
Мухаммад ибн Васи собрался сам вступить в поединок с этим воином.
Увидев это, мусульмане почувствовали, как поднимается их боевой дух. Им захотелось уберечь шейха. Один из них обернулся к нему, заклиная его не делать этого, и попросил его предоставить это дело ему. Шейх, уважая клятву воина, уступил и обратился к Аллаhу ﷻ с мольбой за него, прося даровать ему победу и помощь.
Воины сошлись в поединке. Сражаясь, они были похожи на двух сильных львов. Взоры и сердца воинов устремились к ним. Они сражались долго. Наконец бой изнурил обоих, и они из последних сил одновременно нанесли друг другу мечами удары по голове, и меч тюрка застрял в шлеме мусульманина, тогда как меч мусульманина опустился прямо на лоб тюрка, раскроив ему голову. Воин-победитель вернулся в ряды мусульман, держа в руке свой меч, с которого по-прежнему капала кровь, а в его шлеме сверкал на солнце застрявший в нём вражеский меч. Мусульмане встретили его восклицаниями: «Нет божества, кроме Аллаhа ﷻ!», «Аллаh ﷻ Велик!» и «Хвала Аллаhу ﷻ!».
Язид ибн аль-Мухалляб оглядел вражеский меч, застрявший в железе шлема, и воскликнул:
– Молодец, воин! Что это за человек?
Ему ответили:
– Это человек, обретший благодать мольбы Мухаммада ибн Васи аль-Азди...
После гибели тюркского воина положение изменилось. Страх распространялся во вражеском войске, как пламя, охватившее солому, тогда как мусульмане, напротив, приободрились, воодушевились и воспрянули духом. Они хлынули на врагов мощным потоком и окружили их железным ошейником, отрезав их от воды и продовольствия. Их царь вынужден был запросить мира. Он послал к Язиду гонца, предлагая заключить мир и объявляя о своей готовности передать ему свои владения, если он гарантирует безопасность ему самому, его семье и имуществу. Язид согласился заключить мир и поставил условие о том, что царь должен будет выплатить частями семьсот тысяч дирхемов.
После завершения сражения Язид ибн аль-Мухалляб велел своему казначею:
– Посчитай для нас добычу, чтобы мы могли отдать каждому то, что ему причитается.
Среди трофеев мусульмане обнаружили венец из чистого золота, украшенный жемчугом, драгоценными камнями и искусной резьбой. Люди не могли глаз оторвать от него. Язид взял венец в руки и поднял так, чтобы все воины могли видеть его, после чего спросил:
– Как думаете, найдётся ли человек, который откажется взять этот венец?
Люди сказали в ответ:
– Да дарует Аллаh ﷻ благо предводителю... Кто же откажется от него?
Он сказал:
– Вы увидите, что в общине Пророка Мухаммада r всё ещё можно найти человека, который откажется взять этот венец и целую кучу таких венцов.
Потом он повернулся к слуге и велел:
– Пойди позови Мухаммада ибн Васи аль-Азди.
Слуга, отправившийся на поиски Мухаммада, нашёл его в отдалённом месте, где он стоял в одиночестве, совершая добровольную молитву (суннат-намаз), обращаясь к Аллаhу ﷻ с мольбами.
Слуга собщил:
– Предводитель зовёт тебя и велит тебе явиться к нему немедленно.
Мухаммад пошёл за слугой. Подойдя к командующему, он поприветствовал его и сел рядом с ним. Тот ответил на его приветствие, после чего поднял венец, который держал в руке, и сказал:
– Абу АбдАллаh, войску мусульман достался вот этот очень ценный венец. И я решил отдать его тебе. Пусть он будет частью твоей доли добычи. Мусульмане согласились с этим.
Мухаммад переспросил:
– Ты сделал его частью моей доли, о предводитель?!
Тот ответил:
– Да.
Мухаммад возразил:
– Я не нуждаюсь в нём, о предводитель, и да воздаст Аллаh ﷻ тебе и им благом.
Язид настаивал:
– Я заклинаю тебя, ради Аллаhа ﷻ, ты должен непременно взять его.
Услышав, что командующий клянётся, Мухаммад ибн Васи взял венец. А потом попросил разрешения уйти и удалился.
Кто-то из тех, кто не знал шейха, сказал:
– Ну и что? Он взял венец и ушёл с ним...
Язид велел одному из своих слуг последовать за шейхом так, чтобы тот ничего не заметил, и посмотреть, что он сделает с венцом, чтобы потом рассказать об этом мусульманам. И слуга пошёл за ним, соблюдая осторожность.
Мухаммад не знал, что за ним кто-то следит. Он шёл по дороге, держа в руке венец, пока ему не повстречался нищий в лохмотьях и со взъерошенными волосами, который просил подаяние. Шейх посмотрел направо, потом налево, потом назад. Убедившись, что рядом нет никого, кто мог бы его увидеть, Мухаммад ибн Васи протянул венец нищему и, радостный, пошёл своей дорогой, как будто сбросил с плеч тяжёлую ношу.
Слуга взял нищего за руку и привёл к командующему, рассказав всё как было. Командующий взял у нищего венец и дал ему взамен столько денег, что тот удовольствовался. Потом он повернулся к воинам и сказал:
– Разве я не говорил вам, что в общине Мухаммада r всё ещё можно найти человека, который откажется взять этот венец и даже целую кучу таких венцов?..
Мухаммад ибн Васи сражался под знамёнами Язида ибн аль-Мухалляба, пока не наступил сезон хаджа (паломничества). Когда времени осталось совсем мало, Мухаммад зашёл к Язиду и попросил у него разрешения совершить хадж. Язид сказал ему:
– Я даю тебе разрешение, Абу АбдАллаh. Иди куда пожелаешь. Я велю дать тебе немного денег, которые помогут тебе в совершении хаджа.
Мухаммад спросил:
– Ты дашь столько же каждому из своих воинов, о предводитель?
Язид ответил:
– Нет.
Мухаммад сказал:
– Не нужно давать мне ничего, если воины мусульман не получат то же самое.
И он попрощался с ним и ушёл.
Отъезд Мухаммада ибн Васи опечалил и Язида ибн аль-Мухалляба, и воинов, которые были счастливы иметь такого боевого товарища. Им было жаль, что их победоносное войско лишилось благодати этого человека, и они желали, чтобы он вернулся к ним после совершения хаджа.
Адиль Ибрагимов