24 апреля
2024 года
поделиться

Кому положен закят

Основой для определения подходящих получателей закята является аят, в котором сказано: «Пожертвования – только для бедных, неимущих, его сборщиков, тех, чьи сердца нужно укрепить (укрепить сердца новообращённых мусульман), рабов (работающих на своё освобождение), должников, тех, кто находится на пути Аллаха ﷻ, и странников. Таково предписание Аллаха ﷻ. И Аллах ﷻ – Знающий, Мудрый» (Коран, 9:60). «Никто, помимо указанных категорий, не подходит для получения закята» (Тафсир Джалалайни, 1:250).

Согласно мнению учёных, категория «тех, чьи сердца нужно укрепить» более не применима к закяту начиная со времён халифата Абу Бакра. Кроме того, условием для всех категорий является передача владения (человеку одной из указанных выше категорий). Нельзя уплачивать закят на возведение учреждений, например мечетей и больниц, на общественные нужды, например починку дорог и мостов, на спонсирование чьего-либо образования или паломничества. Слова «на пути Аллаха ﷻ» в аяте не могут быть применены к таким тратам. Они трактуются как траты на воинов на пути Всевышнего (гуззаты) и паломников, а именно: бедных из их числа. Они указаны отдельно, несмотря на то, что включены в первую категорию «бедных», поскольку имеют дополнительную нужду, будучи отрезанными от своего отряда или группы.

 1) бедный (факир);

 2) неимущий (мискин), то есть не имеющий никакого имущества;

 3) раб, работающий на своё освобождение (мукатаб);

 4) человек в долгах;

 5) солдат, отрезанный от своего отряда; паломник, отрезанный от своей группы. Есть мнение, что к этой категории относится и тот, кто изучает исламские знания, и тот, кто учится на хафиза или уже является хафизом Корана. Ему выдаётся закят, если даже он будет богатым, при условии, что он полностью отдался изучению исламских наук, потому что он не может зарабатывать себе на жизнь;

 6) странник, который, несмотря на наличие имущества на своей родине, не имеет при себе в своём пути ничего (то есть меньше нисаба). При условии, что у него нет доступа к его имуществу на родине;

 7) работающий сборщиком закята. Ему платят из фонда закята в достаточной мере, чтобы это справедливо хватало ему, и пропорционально проделываемой им работе в качестве сборщика закята. Выплачивающий закят может выбрать: отдать его получателю (получателям) всех указанных категорий или какой-то одной категории из их числа независимо от того, присутствуют или нет получатели из других категорий. 

 Закят не может быть отдан следующим категориям людей:

 1) не мусульманину;

 2) богатому (гани), то есть обладающему нисабом в какой бы то ни было форме имущества;

 3) хашимиту или освобождённому рабу хашимита, хотя имам Тахави полагал их подходящими получателями;

 4) своим родителям и родителям родителей;

 5) своим детям и внукам. Что касается бедных братьев, сестёр, тёть, дядей и других родственников, не только разрешается, но и является предпочтительным платить им закят;

 6) жене, мужу;

 7) своему рабу, даже если он работает на своё освобождение;

 8) своему частично освобождённому рабу;

  9) на оплату савана умершего;

 10) на выплату долга умершего. Если же человек выплатит долг бедного (факира) по его велению и с намерением уплаты закята, это будет действительным, поскольку кредитор, по сути, выступает в качестве агента должника в сборе закята;

 11) на покупку раба для освобождения. Если человек платит закят после честного старания убедиться в том, что получатель – подходящий, и впоследствии обнаруживает, что получатель таковым не является, например если получатель окажется богатым или немусульманином в мусульманских землях, или же отцом, сыном или супругой (супругом) плательщика, или хашимитом, в таких случаях это действительно. Но, повторим, действительно только в том случае, если плательщик ранее предпринял честное старание убедиться в том, что получатель – подходящий.

 Является неугодным отдавать часть имущества подходящему получателю таким образом, что он в итоге становится владельцем нисаба (а потому более не подходит для получения закята в будущем). То есть получателю выдаётся столько имущества, что по прошествии для него лунного года у него ещё останутся такие средства из него, что он не сможет более получать закят. Поэтому, если получателю даётся столько, что он становится обладателем нисаба, но при этом после погашения долгов или расходов на своих иждивенцев у него остаётся средств меньше нисаба (и он остаётся в числе подходящих получателей), это неугодным не является.

 Нежелательно выдавать закят в другом городе, если даже этот город будет поблизости, потому что бедняки родного плательщику города считаются его соседями и близкими ему людьми. А также потому, что они видели его имущество и могли надеяться на него, поэтому отдать закят им является лучшим. Разрешается переносить и в другой город, если в том городе есть родственники, которым можно давать закят, потому что этим связываются родственные узы и отпадает фарз. Но при этом предпочтительно отдавать получателю достаточное количество, чтобы ему не нужно было просить денег на еду.

 Является неугодным платить свой закят после завершения лунного года. Но, если он сделает это до завершения лунного года, это не является неугодным. Следует избегать уплаты закята тому, кто, как известно плательщику, будет использовать деньги на грешные дела, хотя такая уплата закята всё равно будет действительной, если получатель входит в категорию подходящих. Предпочтительнее платить закят родственникам начиная с ближайших по родству, далее – своим соседям, затем – своему району, потом – своим коллегам по профессии, далее – согражданам.

 (Зейляи. «Табъин хакаик», 1:296; Хаскафи. «Дурр мухтар», Ибн Абидин. «Радд мухтар», 2:339; Тахтави. Хашия «Мараки фалях», 1:719; «Мараки Саадат», стр. 120) 

  ПОЛОСУ ПОДГОТОВИЛ МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ