У Посланника Аллаhа ﷺ была постель из дублёной кожи, заполненная пальмовыми волокнами. Длина её составляла приблизительно два зира’ (длина локтя среднего человека), а ширина – примерно один зира’ и пядь.
Пророк ﷺ старался максимально ограничить себя в имуществе этого мира. Всевышний Аллаh даровал ему клады всей земли, однако он отказался взять все эти богатства и выбрал взамен вечную обитель.
У Аиши رضي الله عنها спросили: «Какой была постель Посланника Аллаhа ﷺ у вас в доме?» Она ответила: «Из кожи, заполненной пальмовыми волокнами» (ат-Тирмизи).
От Аиши رضي الله عنها передаётся: «Как-то ко мне зашла женщина из ансаров (жителей Медины) и, увидев постель Посланника Аллаhа ﷺ потёртой, где выступали пальмовые волокна, отправила ко мне постель, заполненную шерстью. Вскоре зашёл ко мне Посланник Аллаhа ﷺ и, обратив внимание на постель, сказал: «Что это, о Аиша رضي الله عنها?» Я ответила: «Такая-то женщина из ансаров отправила ко мне это». Пророк ﷺ сказал: «Верни ей, о Аиша رضي الله عنها. Клянусь Аллаhом ﷻ, если бы я пожелал, то Всевышний Аллаh раскрыл бы передо мной горы из золота и серебра» (аль-Байхаки).
У другой его жены, Хафсат (дочери Умара ибну аль-Хаттаба رضي الله عنه) رضي الله عنها, спросили: «Какой была постель Пророка ﷺ?» Она ответила: «Это было покрывало из грубой шерстяной ткани. Мы его складывали в два слоя, и на нём спал Пророк ﷺ». Далее она рассказывает: «В одну из ночей я решила сложить это покрывало в четыре слоя, чтобы оно стало мягче для Пророка ﷺ. Утром Посланник Аллаhа ﷺ спросил: «Что вы сделали с моей постелью этой ночью?» Я сказала: «Это та же твоя постель, я лишь сложила покрывало в четыре слоя, чтобы чуть мягче стало для тебя». Пророк ﷺ сказал: «Верните её в прежнее состояние, ибо, поистине, её мягкость стала причиной тому, что я не смог встать среди ночи для намаза».
У Пророка ﷺ была шерстяная накидка, которую он брал с собой, куда бы ни направлялся. И если надо было где-то прилечь, он складывал её в два слоя и ложился на неё. Чаще всего Посланник Аллаhа ﷺ ложился спать на голой циновке, не постелив снизу ничего.
От Ибну Мас’уда رضي الله عنه передаётся: «Я зашёл в комнату к Пророку ﷺ, она напоминала домик голубя (из-за жары и духоты). Он в это время спал на голой циновке, и от этого выступили следы на его боках. От увиденного я горько заплакал. В это время Посланник Аллаhа ﷺ проснулся и, увидев, что я плачу, спросил: “Что заставило тебя плакать, о Абдулла?” Я ответил: “О Посланник Аллаhа ﷺ, Кисра (царь персов) и Кайсар (царь Византии) ходят в роскошных бархатах и шелках, а ты (будучи Посланником Господа миров) лежишь на голой циновке, от которой остаются следы на твоём теле”. Посланник Аллаhа ﷺ сказал: “Не плачь, о Абдулла. Поистине, им дарован этот мир, а нам – мир вечный (ахират)”» (ат-Табрани).
От Ибну Аббаса رضي الله عنه передаётся, что ему поведал Умар ибну аль-Хаттаб رضي الله عنه: «Как-то я зашёл к Посланнику Аллаhа ﷺ, он в это время лежал на циновке.
Я присел рядом с ним. На Пророке ﷺ был лишь изар (одежда, закрывающая нижнюю часть тела). И я заметил на его теле следы от циновки; рядом лежала горсть ячменя, около саа (2,5–3 кг), на полу была постелена шкура, и от всего увиденного я не смог сдержать слёзы. Пророк ﷺ спросил: «Почему ты плачешь, о Ибну аль-Хаттаб رضي الله عنه?» Я ответил: «Как же мне не плакать, когда я вижу, как циновка оставила на твоём теле следы. Это всё твоё имущество, что передо мной, тогда как Кисра и Кайсар наслаждаются различными плодами и напитками. А ты – Пророк Аллаhа ﷺ, Его Избранник. И это всё, чем ты владеешь?!» Посланник Аллаhа ﷺ ответил: «О Ибну аль-Хаттаб, разве ты не доволен тем, что нам уготован вечный мир (райская обитель), а им – этот мир? Они – те, кому ускорены блага в этом быстро исчезающем мире, а мы – те, кому блага отложены в мире вечном». В сборниках имамов аль-Бухари и Муслима сказано, что Умар ибну аль-Хаттаб رضي الله عنه сказал после этого: «Попроси прощения у Всевышнего Аллаhа за меня, о Посланник Аллаhа ﷺ».
(Продолжение следует.)
Рашид Камалов