17 августа
2022 года
поделиться
Категория: Религия

Ибн Асакир – знаток хадисов

Этот человек являлся выдающимся богословом шафиитского мазхаба и признанным авторитетом в области науки хадисоведения. Благодаря своим знаниям в этой области он даже был удостоен звания хафиза – человека, знающего наизусть десятки тысяч хадисов. Его перу принадлежит множество книг, среди которых особо можно отметить 80-томный труд «История города Дамаск». Имя этого выдающегося мусульманского богослова и мухаддиса – Али ибн Хасан ибн Хибатулла Абу аль-Касим, но более он известен как Ибн Асакир.

Ибн Асакир родился в 1105 г. (499 г. х.) в сирийском городе Дамаск. Родители будущего алима были людьми, известными своей образованностью и благочестием. Эти же качества они привили и сыну Али. Уже в 6-летнем возрасте будущий алим изучал хадисы у своего отца и старшего брата, являвшегося известным мухаддисом. Так, прикоснувшись к наукам единожды, Ибн Асакир не пожелал больше отойти от них.

 В дальнейшем он посетил многих известных учёных Дамаска, у которых изучал хадисы и другие науки Шариата. Всё детство и юность Ибн Асакира прошли в приобщении к исламским знаниям. Он посещал собрания учёных в одной из крупнейших и старейших мечетей не только Дамаска, но и всего мира – Мечети Омейядов, также известной как Большая мечеть Дамаска. В этот период своей жизни Ибн Асакир изучил книги таких известных богословов Ислама, как имам-хадисовед аль-Байхаки («Даляилю Ннубувват»), основатель собственного мазхаба имам Малик ибн Анас («Аль-Муватта»), известный мусульманский историк Хатиб аль-Багдади («Аль-Муташабих»), а также другие известные в исламском мире книги.

 Помимо уроков в Большой мечети Дамаска, Ибн Асакир приобрёл знания во множестве медресе, которые находились в городе. Хотя сам Ибн Асакир являлся последователем шафиитского мазхаба, он посещал медресе, специализирующиеся в изучении и других мазхабов. Но и этого ему было мало, его неуёмная до изучения наук натура не могла удовлетвориться знаниями, полученными только в Дамаске, хотя он и являлся одним из самых больших городов Сирии. Как и многие великие учёные, жившие до него, Ибн Асакир ради приобретения новых знаний решил отправиться в путешествие. Узнав, что Ибн Асакир решил отправиться в странствие в поисках знаний, его учитель Абу аль-Хасан ибн Кайс сказал ему: «Я надеюсь, что Аллах ﷻ оживит посредством тебя это дело», то есть Сунну Пророка ﷺ. Учитель не ошибся в своём предположении. Вскоре его ученик стал самым знаменитым мухаддисом исламского мира того периода. В 1125 году (519 г. х.) в возрасте 20 лет Ибн Асакир отправился в Багдад, где обучался у известных учёных. Через год он вознамерился совершить хадж и отправился в священные города. Во время хаджа в Мекке и Медине он встречался с богословами того времени. Обучившись многому полезному после паломничества, он возвратился в Багдад, где провёл около 5 лет. 

 В Багдаде Ибн Асакир поступил учиться в известное учебное заведение, построенное одним из выдающихся деятелей средневекового мусульманского Востока XI в. Низамом аль-Мульком, которое стало называться по имени инициатора строительства «Низамия». «Низамии» были первыми высшими учебными заведениями в мусульманском мире. По качеству образования они превосходили все остальные медресе и были известны далеко за пределами исламского мира.

 Преподавателями в этих учебных заведениях работали крупнейшие учёные Ислама. При медресе были организованы крупные библиотеки. Студентам предоставлялось бесплатное питание и проживание. Многие известные исламские богословы являлись выпускниками этих медресе. Примечательно, что «Низамия» была построена и в дагестанском селе Цахур, крупном на тот момент населённом пункте Южного Дагестана, входившем в состав Сельджукского султаната. Это путешествие оказалось одним из самых важных в жизни учёного-богослова. За это время он получил знания не только в «Низамии», Ибн Асакир находил время и для поездок по соседним с Багдадом городам Куфа, Мосул и Джезире. В 1130 году (525 г. х.) Ибн Асакир, проведя в Багдаде пять лет, возвратился в Дамаск, где оставался следующие четыре года.

 В 1134 году (529 г. х.) алим совершил второе важное путешествие в своей жизни. В поисках знаний он отправился в Хорасан (ныне – территория Ирана), где проживало в то время множество крупных учёных Ислама. За годы учёбы и странствий Ибн Асакир посетил огромное количество мусульманских учёных-богословов в разных частях халифата. В Хорасане великий учёный побывал в Исфахане, Мерве, Тибризе, Байхаке, Райе, Герате и других городах этого края. По некоторым данным, количество учёных, у которых Ибн Асакир перенял свои знания, насчитывало более тысячи трёхсот богословов. Видя стремление и искренность молодого алима, учителя уделяли ему большое внимание и охотно делились с ним своими знаниями.

 Во время поездки в Хорасан Ибн Асакир посетил известного мухаддиса и суфия Мухаммада аль-Фарави. По словам самого Ибн Асакира, из-за болезни аль-Фарави не мог вставать, но, несмотря на это, не прекратил обучение мутаалимов. «Быть может, Аллах ﷻ оставил меня жить на этой Земле ради того, чтобы обучить этих учеников», – говорил благородный учёный. Из четырёх лет, проведённых в Хорасане, целый год он учился у Мухаммада аль-Фарави.

 В 1138 г. (533 г. х.) в жизни Ибн Асакира началась новая веха. В возрасте 34 лет, собрав множество знаний у самых авторитетных учёных своего времени, Ибн Асакир возвратился в Дамаск, где занялся обучением мутаалимов и составлением книг. Вскоре имя Ибн Асакира как великого учёногобогослова стало известно по всей округе. Постепенно к нему стали тянуться желающие получить знания из разных уголков исламского мира. Самым важным занятием в жизни Ибн Асакира было изучение хадисов Пророка Мухаммада ﷺ. «Я не знаю, кто был бы сегодня более достоин звания «хафиз», кроме него», – сказал о нём его учитель Абу альФадль ат-Тусий.

 Ибн Асакир знал наизусть не только десятки тысяч хадисов, но и мог перечислить их передатчиков, личностные качества этих людей, надёжность, правдивость, погрешности и ошибки. Именно поэтому он и получил звание хафиза. Но прославился Ибн Асакир не только как хадисовед, он получил широкую известность и как величайший историк. Хотя его перу принадлежит более 100 книг в различных областях исламских знаний, центральное место среди них занимает 80-томный труд «История города Дамаск», содержащий много ценных сведений по истории как самого Дамаска, так и Сирии в целом. Дополняют это поистине великое произведение биографии выдающихся людей, связанных с его родным Дамаском. Составлять «Историю…» Ибн Асакир начал ещё в молодости, во время своих странствий в поисках знаний в Хорасан, и закончил в 1163 году (559 г. х.), когда учёному было уже 60 лет. Как пишет сам имам, из-за занятости и проблем он иной раз надолго оставлял работу над книгой, а потом снова возвращался к ней.

 В общей сложности эту книгу Ибн Асакир писал около тридцати лет. Время жизни Ибн Асакира пришлось на нелёгкие для Ислама и мусульман времена начала крестовых походов, направленных на захват Иерусалима – священного города как для мусульман, так и для христиан и иудеев. Ибн Асакир тоже не остался безучастным, когда вокруг разворачивались такие судьбоносные события, он тоже вёл борьбу против тирании, чинимой крестоносцами, но по-своему. Видя, как Ислам нуждается в защитниках, Ибн Асакир написал книги, побуждающие мусульман выйти на защиту их религии.

 Нуруддин Занги был очень ревностным мусульманином, заботящимся о сохранении и распространении исламских знаний. В 1154 году (549 г. х.) по его поручению было основано первое исламское учебное заведение, специализировавшееся на хадисах Пророка Мухаммада ﷺ, – «Дару ль-хидис ан-нурия», которое по просьбе правителя сам и возглавил. Прикоснуться к знаниям Ибн Асакира довелось и великому полководцу Ислама и будущему освободителю Иерусалима Салахуддину Аюби, который очень ценил и уважал учёного. Как и его предшественник Нуруддин Занги, он тоже посещал уроки Ибн Асакира и приглашал его на свои собрания.

 Бывало даже, что учёный делал некоторые замечания правителю, которые Салахуддин принимал и в соответствии с которыми действовал. Но рядом с Салахуддином Ибн Асакиру не суждено было долго оставаться. В самом начале правления великого полководца из династии Аюбидов, ещё до его славных побед, освобождения им Иерусалима и победы над крестоносцами, Ибн Асакир покинул этот мир. Произошло это 11-го числа месяца Раджаб 571-го года хиджры. На момент смерти богослову было 75 лет. Смерть великого учёного потрясла мусульманский мир. Провожать его в последний путь пришло огромное количество людей. Среди них было множество видных учёных того времени и сам султан Салахуддин Аюби. Похоронили учёного в его родном Дамаске на кладбище «Баб Сагир». 

 МАХАЧ ГИТИНОВАСОВ