Покупатель может уполномочить продавца, чтобы тот нашёл другого человека для приёма его товара. Например, если некто покупает в другом городе машину, желая продать там же, то он (покупатель) может уполномочить продавца, чтобы тот нашёл третье лицо для совершения приёма (кабз) машины за него. А затем уполномочить этого же продавца, у которого он купил машину, продать её, то есть совершить сделку продажи за него. Но покупателю запрещается уполномочивать продавца, чтобы тот сам совершил приём товара за покупателя.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с «Хашия аш-Ширвани»)
Покупатель может уполномочить продавца, чтобы тот нашёл другого человека для приёма его товара. Например, если некто покупает в другом городе машину, желая продать там же, то он (покупатель) может уполномочить продавца, чтобы тот нашёл третье лицо для совершения приёма (кабз) машины за него. А затем уполномочить этого же продавца, у которого он купил машину, продать её, то есть совершить сделку продажи за него. Но покупателю запрещается уполномочивать продавца, чтобы тот сам совершил приём товара за покупателя.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с «Хашия аш-Ширвани»)
2.Если у человека несколько мест постоянного проживания, какое из них считается конечным по прибытии человека из сафара (путешествия)?
Если у человека два дома (квартиры) в двух далёких друг от друга населённых пунктах, то его родиной считается то место, где он проводит больше времени (вне зависимости от того, в каком доме проживает его семья и где находится его имущество). Если время проживания в обоих населённых пунктах одинаковое, то родиной считается то место, где проживает его семья, которую он обязан обеспечивать, и где находится его имущество. Если в обоих местах будут семьи или имущество, то рассматривают место, где они (семья или имущество) находятся постоянно или проводят большую часть времени.
Если в одном месте находится семья, а в другом – имущество, то рассматривают место, где находится семья. Если всё перечисленное будет одинаково в обоих местах проживания, то оба места, в которых он проживает, считаются для него родиной, и сафар заканчивается в этом случае по его прибытии в любое из них.
(«Минхадж ат-Талибин» с «Тухфат аль-Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж»)
3.Принимается ли признание подозреваемого человека в чём-либо, если он произнёс его под давлением?
Если кого-либо подозревают в совершении преступления, например в воровстве, и в отношении подозреваемого начинает применяться насилие по причине его отказа признать вину, то такое признание считается недействительным. Особенно если подозреваемый ясно понимает, что противоправные действия будут применяться вплоть до признания им вины.
(«Ианат ат-Талибин»)
4.Кто несёт ответственность за порчу купленного (или проданного) имущества до фактического перехода его к покупателю, если после приобретения оно оставалось у продавца и там испортилось?
Если человек купит что-либо, и товар испортится, оставаясь у продавца, до фактического перехода в полное распоряжение покупателя, то такая сделка расторгается и продавец обязан вернуть покупателю полную сумму проданного товара. Например, человек купил несколько баранов, каждый из которых стоит 10 тысяч рублей, заплатил продавцу и договорился с ним забрать их через месяц. И если, до того как товар не перешёл фактически в распоряжение покупателя, по какой-то причине животные околели – по халатности продавца или нет, – продавец обязан вернуть покупателю все деньги, выплаченные за товар, так как в его полное распоряжение он не перешёл.
Что касается фактического перехода имущества в полное распоряжение покупателя при продаже, тут необходимо учитывать различия между движимым и недвижимым имуществом. Фактический переход в распоряжение покупателя приобретённого движимого имущества, которое можно передать в руки, осуществляется путём получения на руки, а имущества, которое невозможно передать в руки, – путём переноса или перемещения его с места на место.
А переход недвижимого имущества, например, земли, дома, сада и т. д. в полное распоряжение покупателя (кабз) осуществляется путём его освобождения (тахлия) для покупателя и предоставлением ему возможности распоряжаться купленной недвижимостью.
(«Минхадж ат-Талибин» с «Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аль-Джамаль»)
5.Нарушается ли намаз, если человек в третьем или четвёртом ракаате засомневается в чтении первого
ташаххуда (ат-тахийату)?
В данном случае намаз не нарушится, так как первый ташаххуд не является обязательным действием намаза. Однако если человек засомневается в пропуске чего-то определённого (в данном вопросе – ташаххуда), из-за пропуска которого желательно совершить саджда-сахви (земной поклон забывчивости), то ему в конце намаза желательно совершить саджда-сахви.
Если же он в намазе сомневается в пропуске чего-либо или совершил ли какую-то ошибку, в таком случае намаз не портится, и саджда-сахви не совершается.
(«Равзат ат-Талибин»)
6.Можно ли потребовать у поручителя погасить кредит за должника, за которого тот поручился, при условии, что он не смог привести должника, как обещал, к наступлению срока погашения долга?
Есть два вида поручительства. Первый вид – поручительство погасить долг за основного должника (заман ад-дайн). Второй вид – поручительство привести должника к кредитору (кафаля би ль-бадан).
При втором виде поручительства, если он не сможет привести к кредитору должника, то требовать у поручителя погасить задолженность должника нельзя, так как он не брал на себя обязательства выплатить долг.
Если во втором виде поручительства подобное условие будет оговорено, то договор поручительства будет считаться недействительным. И тот, кто выступал поручителем, вовсе не должен ничего делать, то есть он не должен приводить должника к кредитору, так как человек не должен исполнять обязательства, вытекающие из договора, заключённого с нарушением условия.
Поэтому если кредитор хочет, чтобы поручитель выплатил долг должника в случае невыполнения должником своих обязательств, то ему следует заключить с поручителем договор первого вида поручительства (заман ад-дайн).
(«Тухфат аль-Мухтадж»)
7.Как быть в ситуации, когда дозволенные (халяль) средства смешались с недозволенными (харам)?
Если у кого-либо есть недозволенные средства, и они смешались с дозволенными, то необходимо отделить от общих денег количество, соразмерное с недозволенными средствами, и хозяин может распоряжаться остальным имуществом как пожелает.
(«Фатх аль-Муин»)
8.Как быть, если человек при жизни хочет распоряжаться своим имуществом и перед смертью передать его кому-то?
Известно, что когда человек становится тяжелобольным, то он теряет возможность свободного распоряжения своим имуществом, за исключением одной трети. Однако если человек желает распоряжаться своим имуществом, пока он жив, и передать его кому-то по своему усмотрению перед смертью, то он может дать обет (назр), связанный с его предсмертным заболеванием.
Например, если человек скажет: «Я сделал то-то из моего имущества назром (обетом) для такого-то человека за день до моего предсмертного заболевания», владелец имущества может распоряжаться им до тех пор, пока не заболеет. Однако, как только он заболеет тяжёлой болезнью, его имущество переходит в собственность того, в пользу которого был сделан обет.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)