поделиться

Ответы на вопросы от 1.8.2024 (по Ханафи)

1.Сколько раз желательно протирать голову во время омовения?

Голова протирается один раз, на что указывается в описаниях омовения Пророка ﷺ. В одном из хадисов передаётся, что однажды, совершая омовение, Али ибну Абу Талиб رضي الله عنه по три раза омыл лицо и руки, а один раз протёр голову, а потом сказал: «Так совершал омовение Посланник Аллаhа » (Абу Давуд).

Также передаётся со слов Ибн Аббаса رضي الله عنه, что он видел, как совершал омовение Посланник Аллаhа ﷺ. Далее в этом хадисе сообщается, что он омывал всё по три раза, а затем Ибн Аббас رضي الله عنه сказал: «...и он протёр голову и уши один раз» (Ахмад, Абу Давуд).

Для того чтобы один раз протереть голову, следует смочить водой кисти рук и пальцы, возложить на переднюю часть головы по три пальца каждой руки, подняв указательные и большие пальцы для протирания ушей, а потом провести руками до затылка, что позволит охватить всю голову. При этом внутренние части кистей должны касаться головы. 
(«Мараки аль-Фалях»)

2.Каковы условия действительности пятничного намаза?

Условия, обеспечивающие действительность пятничного намаза: 

1. Проведение пятничного намаза в городах и крупных населённых пунктах (в том числе в селениях, где это разрешено). Сообщается от Али رضي الله عنه: «Не следует проводить ни пятничные, ни праздничные молитвы нигде, кроме больших городов (мисрджами) и крупных населённых пунктов» (Ибн Аби Шайба).

2. Присутствие главного имама или его заместителей в мечети.

3. Совершение намаза во время обычного полуденного намаза.

4. Пятничная молитва проводится в такое же время, как и полуденная. Это значит, что ни совершать, ни возмещать такую молитву до или после периода времени, установленного для совершения полуденной молитвы, нельзя. Передают со слов Анаса бин Малика رضي الله عنه, что обычно Пророк ﷺ приступал к пятничной молитве, как только солнце начинало клониться к закату. (Аль-Бухари)

5. Выступление с хутбой перед джамаатом.
Указанием на это служит хадис от Абдуллаха бин Умара رضي الله عنه, который сказал: «Пророк ﷺ всегда читал две хутбы и садился между ними» (аль-Бухари).

6. Присутствие не менее трёх человек, помимо имама.

7. Общедоступность места совершения пятничного намаза. 
(«Фикх Муяссар»)

3.Какие действия являются нежелательными в намазе?
Нежелательные действия в намазе:

1. Сознательное несовершение необходимых действий (ваджиб), например чтения суры «Аль-Фатиха». В таком случае намаз необходимо возместить, истекло его время или нет.

2. Сознательное несовершение желательных действий, например чтения молитвы восхваления после вступления в намаз или тасбиха в поясном или земном поклонах.

3. Читать во втором ракаате суру на три аята больше, чем в первом.

4. Играть с одеждой или какой-либо частью тела, так как это приводит к нарушению смиренности в намазе.

5. Совершать намаз в рабочей (грязной, рваной) или домашней одежде (пижаме или одежде, в которой не покажешься перед уважаемыми людьми, так как Аллаh ﷻ более достоин стеснения).

6. Опираться на что-либо во время намаза.

7. Крутить головой по сторонам без необходимости.

8. Совершать намаз перед человеком, который стоит лицом к вам.

9. Совершать намаз, испытывая сильное желание справить нужду.

10. Совершать намаз на чужой земле без разрешения хозяина. 

11. Совершать намаз, повернувшись лицом к огню.

12. Совершать намаз в местах, в которых порицается его совершать, например в бане или туалете.

13.    Совершать намаз посреди дороги, мешая движению.

14.    Совершать намаз на кладбище.

15.    Совершать намаз рядом с нечистотами.

16.    Совершать намаз в одежде, на которой есть наджаса (нечистоты), размер которой не портит намаз.

17.    Совершать намаз в одежде, на которой есть изображения живых существ.

18.    Совершать намаз в комнате, где есть фотографии и изображения живых существ, независимо от того, с какой стороны они расположены.

19.    Совершать намаз перед спящими людьми.

20.    Скрещивать пальцы рук. 

21.    Щелкать пальцами.

22.    Мужчинам во время земного поклона прижимать локти к земле.

23. Стоять в намазе, опираясь руками на пояс.

24.    Заворачивать рукава выше локтей.

25.    Совершать намаз только в брюках и майке, имея при этом возможность надеть рубашку.

26.    Совершать намаз без головного убора.

27.    Совершать намаз в последнем ряду, если передние не заполнены.

28.    Считать количество прочитанных аятов и тасбиха, сгибая пальцы.

29.    Без причины протирать лоб от пыли.

30.    Совершать намаз голодным, если есть готовая пища и для совершения намаза осталось достаточно времени.

31.    Без причины определять чтение каких-либо сур в двух ракаатах фарз-намаза таким образом, что, кроме этих двух сур, другие в этих ракаатах не будут читаться.

32.    Повторять чтение одной суры в двух ракаатах фарз-намаза, если только другие суры не знаешь наизусть.

33.    Читать в ракаатах суры, специально нарушая порядок их следования в Коране. Например, в первом ракаате прочитать суру «Аль-Фаляк», а во втором – «Аль-Ихляс».

34.    Читать в двух ракаатах суры, оставляя между ними одну суру. Например, в первом ракаате прочитать суру «Аль-Ихляс», а во втором – «Ан-Нас».

35.    Во время намаза отворачивать пальцы рук или ног от киблы (Каабы).

36.    Совершать земной поклон на край головного убора или на изображение живого существа.

37.    Не опираться руками о колени во время поясного поклона.

38.    Не класть руки на бёдра во время сидения при чтении «Ат-Тахийята» и между двумя земными поклонами.

39.    Зевание. Если невозможно удержаться от зевания, то нужно прикрыть рот тыльной стороной ладони правой руки. Также порицается потягивание.

40.    Отвечать на приветствие кивком головы или движением руки.
41.    Совершать намаз, обвязав голову платком и оставив макушку неприкрытой.

42.    Во время поясного и земного поклонов приподнимать одежду спереди или сзади, опасаясь испачкать её.

43.    Совершать поясной поклон до окончания чтения Корана и заканчивать чтение там.

44.    Нежелательно, чтобы имам стоял в михрабе (нише в мечети со стороны киблы) без причины. Если же он стоит из-за тесноты в мечети, то это не порицается.

45.    Нежелательно, чтобы имам стоял в одиночестве на приподнятом месте высотой в один локоть или в углублении глубиной в один локоть без причины. Но если один человек из джамаата стоит рядом с ним, то совершение намаза не порицается.

46.    Закрывать глаза без причины. Если глаза закрываете, чтобы сосредоточиться и не отвлекаться, тогда можно.

47.    Смотреть на небо во время намаза.

48.    При поясном поклоне держать голову поднятой или опущенной.

49.    Без причины прикрывать рот и нос чем-либо.

50.    Совершать намаз, накинув верхнюю одежду на голову сзади.

51.    Совершать намаз, накинув верхнюю одежду на плечи, обвернувшись ею и не продев руки в рукава.
(«Мараки аль-Фалях»)
 

4.В каких случаях обязателен пятничный намаз (фард)?

Условия, при которых пятничный намаз является обязательным:

1. Быть мужчиной (не женщиной и не гермафродитом).

2. Быть свободным человеком (не пленным и не рабом).

3. Быть мукимом (не путником).

4. Быть здоровым (не больным в той степени, чтобы нельзя было пойти на коллективный намаз).

5. Быть зрячим (не слепым).

6. Иметь здоровые ноги (не быть парализованным).

7. Отсутствие других серьёзных причин, не позволяющих участвовать в пятничном намазе. Такими препятствиями могут быть: угроза нападения врага, сильный дождь, грязь, слякоть и т.п.
(«Фикх Муяссар»)