После возвращения Посланника Аллаhа ﷺ вокруг Медины установились мир и спокойствие, и он получил возможность выдвигаться с призывом к самым дальним концам Аравии. Вернувшись из Бадра, Пророк ﷺ провёл в Медине шесть месяцев, а потом до него дошли известия о том, что племена, обитающие вокруг места под названием Думат аль-Джандаль, расположенного вблизи границ с Шамом, перекрыли ведущую туда дорогу и занялись грабежом.
Кроме того, они собрали крупные силы и готовились к нападению на Медину. Ввиду этого Посланник Аллаhа ﷺоставил за старшего в Медине Сибаа бин Арфата аль-Гифари رضي الله عنه, а сам покинул город во главе тысячи воинов за пять дней до окончания месяца Раби уль-Авваль 5-го года хиджры. В качестве проводника Пророк ﷺ взял с собой человека по имени Мазкур из племени Бану Узра.
Если же говорить о местоположении Думат аль-Джандаль, то это место находится на расстоянии пяти дней пути от Дамаска и пятнадцати дней пути от Медины. Мусульмане двигались ночью и прятались днём, чтобы напасть на врага неожиданно, но, когда они подошли к месту назначения, оказалось, что враги уже покинули его и ушли в западном направлении. Посланник Аллаhа ﷺ провёл там несколько дней, рассылая вокруг отряды, но ему так и не удалось никого захватить, а потом он вернулся в Медину. Во время этого похода Посланник Аллаhа ﷺ заключил мирный договор с Уйайна бин Хисном.
Благодаря быстрым и решительным действиям и осуществлению своих мудрых планов Пророку ﷺ удалось обеспечить безопасность, установить в регионе мир, стать хозяином положения, изменить ход событий в пользу мусульман и облегчить тяжесть окружавших их со всех сторон внутренних и внешних проблем, которые им приходилось решать. В результате этого притихли и успокоились лицемеры, одно из иудейских племён было выселено из Медины, а прочие иудеи внешне поддерживали с мусульманами добрососедские отношения и соблюдали условия заключённых с ними договоров. Кроме того, удалось усмирить бедуинов, а курайшиты отказались от нападения на мусульман, которые получили возможность заняться распространением среди людей послания Господа миров.
Итак, мир и безопасность были восстановлены, и после продолжавшихся более года войн и походов Аравия успокоилась. Вместе с тем некоторые люди снова взялись за организацию заговоров против мусульман и стали готовиться к нанесению им смертельного удара. Однако, поскольку достаточной смелостью для открытого столкновения с мусульманами иудеи не обладали, для достижения своих целей они разработали чудовищный план.
Двадцать человек из числа предводителей иудеев и представителей знати племени Бану ан-Назир отправились к курайшитам в Мекку и стали склонять их к походу против Посланника Аллаhа ﷺ, обещая им оказать поддержку и помощь. И курайшиты, нарушившие своё обещание и не явившиеся в Бадр, усмотрели в этом возможность спасти свою репутацию. Затем эта делегация отправилась к племени Гатафан, вождей которого они призвали к тому же, к чему призывали курайшитов, и те согласились на их предложение. А потом иудеи стали объезжать и другие арабские племена, обращаясь к ним с теми же призывами, и некоторые из этих племён ответили согласием. Так предводителям иудеев удалось сколотить союз неверных племён, направленный против Пророка ﷺ, его призыва и мусульман в целом. С юга двинулись курайшиты и кинаниты вместе с их союзниками из числа жителей Тихамы численностью четыре тысячи человек под общим командованием Абу Суфьяна. А в местности Марр аз-Захран к ним присоединились воины из племени Бану Салим. С востока на Медину пошли также племена Фазара под командованием Уйайны бин Хисна, Бану Мурра под командованием аль-Хариса бин Авфа, Бану Ашджаа под командованием Мусъира бин Рахиля, а также племя Бану Асад и другие. Все эти племена двинулись на Медину в оговорённый заранее срок. Через считанные дни у стен Медины собралась огромная армия, насчитывавшая десять тысяч воинов, что, возможно, превышало численность населения самой Медины, включая всех женщин, детей, юношей и стариков. Если бы все эти союзные племена и воины внезапно напали на город, это стало бы величайшей угрозой самому существованию мусульман и, вероятно, привело бы к их поголовному истреблению. Однако военачальники Медины во главе с Посланником Аллаhа ﷺ тоже не дремали. Они внимательно наблюдали за всем происходящим, занимались разведкой и старались оценивать возможное развитие событий. Разведчики докладывали в Медину о любых передвижениях войск противника и всех этапах этого опасного наступления.
Посланник Аллаhа ﷺ сразу же созвал военный совет, который занялся разработкой плана обороны города. После обсуждения этого вопроса военачальниками и членами совета было решено принять предложение одного из достойнейших сподвижников, Сальмана аль-Фариси رضي الله عنه, который сказал: «О Посланник Аллаhа ﷺ, когда нас осаждали в Персии, мы окружали свои позиции рвом». Это был мудрый план, так как до этого арабы никогда не использовали подобных средств ведения войны. Пророк ﷺ незамедлительно приступил к осуществлению этого плана, разбив всех мужчин на десятки, и каждые десять человек должны были вырыть сорок локтей рва. Мусульмане активно взялись за дело, а Посланник Аллаhа ﷺ воодушевлял их, принимая участие в работе вместе со всеми.
Имам аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что Сахль бин Саад رضي الله عنه сказал: «Мы были у рва вместе с Посланником Аллаhа ﷺ Люди копали землю, а мы выносили её на своих спинах, и Посланник Аллаhа ﷺ сказал: “О Аллаh ﷻ, нет жизни, кроме жизни в мире вечном, прости же мухаджиров (сподвижников Пророка ﷺ из числа переселенцев Мекки) и ансаров (из числа жителей Медины)”».
Сообщается от аль-Бараа бин Азиба رضي الله عنه: «Я видел, как Пророк ﷺ носил землю из рва, пока его поросший волосами живот не покрылся пылью…» (аль-Бухари).
Мусульмане активно работали, несмотря на то, что испытывали сильный голод. Сообщается, что Абу Тальха رضي الله عنه сказал: «Мы пожаловались Посланнику Аллаhа ﷺ на голод и показали ему, что к животу каждого из нас было привязано по камню [чтобы не так сильно ощущались муки голода], а Посланник Аллаhа ﷺ показал нам, что к его животу было привязано два камня» (ат-Тирмизи).
Во время сооружения этого рва было несколько знамений, свидетельствующих об истинности пророчества Мухаммада ﷺ.
Сообщается, что, когда Джабир бин Абдуллах رضي الله عنه увидел, как Посланник Аллаhа ﷺ испытывает голод, он зарезал козлёнка, а его жена смолола один сах (меру, равную приблизительно 3 кг) ячменя, после чего он тайно пригласил к себе Посланника Аллаhа ﷺ и нескольких других сподвижников. Однако Пророк ﷺ привёл с собой всех рывших ров, которых было около тысячи человек, и все они наелись этой едой досыта, после чего в котле продолжало вариться столько же мяса, а из теста всё так же продолжали выпекать хлеб. (Аль-Бухари)
Однажды сестра ан-Нумана бин Башира رضي الله عنه принесла ко рву горсть фиников, чтобы её отец и дядя могли поесть. Проходивший мимо Посланник Аллаhа ﷺ попросил у неё эти финики и бросил их на свой плащ, а потом позвал рывших ров людей, и они стали есть эти финики, количество которых стало расти; когда же люди ушли оттуда, фиников было столько, что они сыпались с края плаща.
(Продолжение следует.)
Адиль Ибрагимов