От его жестокости страдали люди племени Бану Исраиль (сыны Израилевы), так что не знали, куда деваться от унижения и зла.
Из учения пророка Ибрахима (Авраама) عليه السلام до них дошло, что из народа выйдет юноша, который станет гибелью для жестокого тирана. Эта радостная весть была известна у людей племени Бану Исраиль. Известие об этом дошло и до правителя Египта.
Однажды жестокому царю приснился сон, в котором со стороны Байт аль-Макдиса (Иерусалима) на его царство надвигался огонь. Он сжигал дома коптов, находящиеся в Египте, и не трогал дома сынов Израилевых. После пробуждения царя охватил страх. Он немедленно позвал к себе монахов, колдунов и астрологов и велел им растолковать сон. Они поведали царю, что в племени Бану Исраиль родится мальчик, который завладеет его царством и правлением. Он изгонит правителя и его народ с этих земель и изменит их религию. И время его рождения уже приблизилось.
Охваченный ужасом и гневом, царь повелел убивать каждого новорождённого мальчика народа Израилева. Бесчинство правителя и его людей не знало границ. Копты преследовали беременных женщин, беспощадно убивали младенцев-мальчиков и оставляли в живых девочек. Копты издевались над людьми племени Бану Исраиль, заставляя работать бесплатно, так что те умирали от горя и страданий. Рассказывается, что в поисках этого младенца было истреблено 90 тысяч новорождённых мальчиков.
Число сынов Израилевых стало сокращаться, так что копты пожаловались на это царю. Испугавшись исчезновения народа, царь решил в один год убивать новорождённых младенцев, а на другой – оставлять в живых.
Затем по воле Всевышнего настало время для облегчения участи людей племени Бану Исраиль. Приблизилось время рождения пророка Аллаhа عليه السلام и гибели беспощадного правителя Египта, творившего беззаконие и назвавшего себя Богом.
Мать Мусы عليه السلام, по одной из версий, звали Бахита, а по другой – Яхиба, или же Юхаййиль. Отца звали Имран. Его брат Харун (библейский Аарон ) عليه السلام родился в тот год, когда новорождённых оставляли в живых. Муса عليه السلام же родился в год убийства младенцев. Когда приблизилось время родов, его мать позвала в дом повитуху. Она приняла роды. На свет появился прекрасный мальчик, озаривший сиянием всё вокруг. Очарованная повитуха пожалела его мать и обещала ей скрыть его рождение.
Когда женщина выходила из дома Имрана, её увидели стражники царя. Заподозрив что-то неладное, они решили зайти внутрь. Мать Мусы عليه السلام из-за страха завернула ребёнка в ткань и положила в раскалённую печь. В этот момент она словно потеряла разум, и её лицо оставалось неизменным. Стражники спросили, зачем приходила та женщина. На что она ответила первое, что пришло в голову: мол, она пришла просто так, в гости. Как только копты ушли, оцепеневшая от страха мать пришла в себя. Она спросила у дочери: «Где ребёнок?» Но та не знала, где он. И тогда из раскалённой печи послышался плач младенца. По милости Аллаhа ﷻ они нашли его целым и невредимым, словно он находился у себя в колыбели.
Однако беспокойство матери на этом не утихло. Царь со своими подданными с ещё большим упорством начал искать новорождённых. Она не знала, что делать и как уберечь сына. Тогда Всевышний внушил ей, как об этом говорится в Священном Коране (смысл комментария): «Положи его в сундук и пусти по реке (Нилу), и река выбросит его на берег. Его подберёт Мой враг и его враг» (сура «Та Ха», аят 39).
Конечно же, сердце матери сжалось. Она боялась за своего сына, не зная, что с ним произойдёт и куда его понесут волны. Скрепя сердце она выполнила то, что было ей внушено. Покормив ребёнка, она положила его в сундук. И поздней ночью опустила его в воды Нила.
Мать Мусы عليه السلام была растеряна из-за всего произошедшего, так что была уже готова пойти и признаться во всём. Но Всевышний ниспослал спокойствие в её сердце, как об этом говорится в Священном Коране (смысл комментария): «И сердце матери Мусы عليه السلام ёжилось от ужаса. Она была готова раскрыть его (признаться, что это её сын), и Мы укрепили её сердце, чтобы она оставалась верующей» (сура «Аль-Касас», аят 10).
Это успокоило её тревогу, и сердце наполнилось терпением. Ей было обещано, что она увидит сына вновь. Она безусловно верила в истинность обещания Всевышнего.
Сундук доплыл до места, где находился дворец правителя Египта. Сундук был замечен, его выловили и доставили к Асии – жене фараона. При виде младенца Мусы عليه السلام её сердце наполнилось любовью к нему. Она потребовала от супруга, чтобы тот оставил его в живых, говоря, что дитя может быть полезно и его можно усыновить. Так как детей у них не было, фараон дал согласие.
В это время мать Мусы عليه السلام очень тосковала по сыну, брошенному в Нил. Она попросила свою дочь проследить вниз по течению. Марьям, сестра Мусы عليه السلام, вышла из дома и ходила по берегу реки, пока не наткнулась на дворец фараона. Там она узнала, что для младенца ищут кормилицу. Но ни одна из предложенных женщин не смогла покормить его, так как ребёнок отказывался брать грудь.
Марьям пошла к Асии и нашла её сидящей с ребёнком в подоле. «Не указать ли вам на семью, которая будет заботиться о нём для вас и воспитает его?» – спросила у неё Марьям. «Что ты получишь, давая совет и проявляя сострадание?» – в ответ спросили у неё. «Желание обрадовать царя и надежду получить пользу от него» – ответила она.
Асия, отчаявшись найти кормилицу, пошла с Марьям к их дому. Как только мать взяла ребёнка на руки, младенец почувствовал родной запах и тут же принялся пить молоко. Так Всевышний Аллаh исполнил Своё обещание и вернул Мусу عليه السلام матери, как об этом говорится в аятах Корана (смысл комментария): «И Мы вернули тебя к твоей матери, чтобы обрадовать её и избавить от печали…» (сура «Та Ха», аят 40).
Мать Мусы عليه السلام накормила сына досыта, прижимая к себе со всей любовью и нежностью. Асия узнала жену Имрана, но не подала виду, чтобы не навредить ей. Пока настоящая мать не накормила его, Муса عليه السلام голодал восемь суток. Фараон, который также жалел голодающего мальчика, очень удивился тому, как он сосёт грудь этой женщины. «Видимо, молоко вкусное. Есть ли у тебя ребёнок?» – спросил он её. «Разве оставил царь в живых сына хоть одной женщины?» – ответила мать. Всевышний Аллаh внушил фараону, что она – мать убитого им ребёнка, и не дал царю знать о том, что она жена Имрана.
Асия позвала её к себе домой и предложила им пожить у неё. Но мать Мусы عليه السلام отказалась, сказав, что дома её ждут муж и дети, у неё нет возможности оставить их. Но предложила ей отдать ребёнка к ним на время. Так и было решено. Асия отправила Мусу عليه السلام с ней, передав им вознаграждение в виде еды, одежды и подарков.
Так ребёнок вернулся в родной дом. Мать кормила Мусу عليه السلام два года, потом вернула его Асии. Та отблагодарила её, как молочную мать их сына, и порадовала её щедрыми подарками.
Затем Муса عليه السلام воспитывался в доме жестокого фараона и благородной Асии. Со временем, будучи взрослым и получив особенную миссию, он снова вернётся к себе домой, где и состоялось новое знакомство с семьёй.
Такова история матери, родившей пророка Аллаhа عليه السلام. Несмотря на отчаяние, она сумела сохранить свою веру и проявить терпение. И сколько бы ни сжималось и ни тревожилось её сердце, она не переставала уповать на Всемогущего Аллаhа ﷻ.
Мадина Закаржаева