Не пришло ли время?

Тот, кто провёл молодость, совершая грехи и недостойные поступки, часто теряет надежду на то, что всё ещё можно исправить. Он думает, что совершил слишком много ошибок и что обратного пути нет. Следуя этим мыслям, внушаемым сатаной, человек и остальную жизнь проводит так же и в итоге умирает, не совершив покаяния.

статья опубликована в номере: 20 (537) / от 15 октября 2017 (Мухаррам 1439)

Неужели всё так беспросветно и категорично? Нет ли возможности всё исправить? Конечно же, есть. Ведь одно из имён Всевышнего – Прощающий. Можно не только исправиться, но и стать даже лучше, чем те, кто провёл молодость в поклонении. История знает много таких случаев, когда люди, которые совершали большие грехи, покаялись и стали великими праведниками. Этому не стоит удивляться.

 Всевышний в священном Коране говорит (смысл): «Тот, кто совершил грех или поступил несправедливо по отношению к себе (ослушался Аллаха ﷻ и тем самым подверг себя наказанию), а затем раскаялся в содеянном и, совершив покаяние, попросил прощения у Всевышнего Аллаха ﷻ, – найдёт Аллаха ﷻ прощающим его грех, и Аллах ﷻ смилуется над ним» (сура «Ан-Ниса», аят 110). В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Аллах ﷻ любит кающихся и любит соблюдающих чистоту» (сура «Аль-Бакара», аят 222). Следует понять, что Всевышний не только прощает кающихся, но и одаривает их Своей любовью. И, конечно же, того, кого Всевышний возлюбил, Он возвысит и одарит истинным счастьем. Раскаявшийся должен всеми силами стараться более не совершать грехов и просить в этом помощи у Всевышнего. Конечно, это нелегко, но есть много примеров из истории, помогающих в этом и увеличивающих стремление к покаянию.

 Одним из таких примеров является великий учёный, кого называют одним из знамён Ислама своего времени: Фузайл бин Ияз. Великий праведник Фузайл бин Ияз родился в 107-м году по хиджре (725–726 год) в Самарканде. Детство и молодость провёл в местности под названием Абивард. Облачённый в одежду из шерсти, он внешне был похож на аскета. Однако его образ жизни не соответствовал одеянию. Он был разбойником. Группа людей под его руководством не давала покоя караванам, постоянно нападая на них и отбирая у них имущество.

 Однако вместе с этим Фузайл никогда не оставлял намаз. Он выполнял его смиренно и старался совершать его постоянно в коллективе. И тех, кто пропускал коллективный намаз, Фузайл изгонял из своего окружения. Однажды рядом с ними проходил большой караван. Фузайл и его команда готовились напасть на него. Один человек из каравана заподозрил, что на пути разбойники, и решил спрятать свои деньги. Он незаметно отделился от каравана и, заметив неподалёку палатку, направился к ней. Это была палатка Фузайла. Увидев Ибн Ияза в шерстяном одеянии, путник подумал, что это аскет, и, оставив деньги у него, со спокойной душой вернулся обратно.

 К его возвращению сторонники Фузайла уже ограбили караван. Они забрали всё имущество, связали людей и ушли. «Я не ошибся. Хорошо, что я спрятал свои деньги», – думал про себя путник, освобождая людей из каравана. Затем, прежде чем отправиться в путь, он пошёл забрать оставленное на хранение. Приближаясь к палатке, он увидел, что разбойники принесли награбленное к Ибн Иязу и он раздаёт его между ними. В этот момент человек из каравана всё понял. «Что же я наделал! Я сам своими руками отдал своё имущество разбойнику», – подумал он. Так он в недоумении стоял в стороне и не знал, что делать.

 Фузайл заметил его и понял его состояние. Он сказал: «Что тебе нужно?» Тот ответил: «Я хочу забрать вверенное мной тебе имущество». На что глава разбойников неожиданно ответил: «Иди и возьми. Оно в том же месте, где ты его оставил». Удивлённый ответом Фузайла, этот человек тут же вошёл в палатку и, забрав свой мешочек с золотыми монетами, ушёл. Увидев, как он уходит с деньгами, товарищи Фузайла сильно удивились. Они сказали главарю: «Мы ограбили караван и не нашли там даже одного динара. А ты отпустил этого человека с целым мешочком динаров. В чём причина такого поступка?» На что Фузайл ответил: «Этот человек доверился мне. Он был обо мне хорошего мнения и был уверен, что я оправдаю его доверие. И я тоже хорошего мнения о Всевышнем и надеюсь, что Аллах ﷻ одарит меня искренним покаянием и я оставлю всё плохое. Поэтому я оправдал доверие этого человека, надеясь, что и Всевышний смилостивится надо мной». После этого они напали на другой караван.

 Ограбив его, они чуть отошли и сели пообедать. В это время к ним подошёл человек из ограбленного каравана и спросил: «Где ваш предводитель?» Они ответили: «Здесь неподалёку есть источник и рядом с ним дерево. Он там совершает намаз». «Намаз? – удивлённо проговорил путник. – Сейчас же не время намаза (то есть не время обязательного намаза)?» Ему сказали: «Он совершает желательные намазы». Путник ещё больше удивился. Далее он спросил: «А почему же он не садится с вами обедать?» Ему ответили: «Он соблюдает пост». «Сейчас же не месяц Рамадан, чтобы поститься», – сказал путник. «Он соблюдает желательные посты», – ответили ему. Удивлённый услышанным, путник пошёл к тому месту и увидел, как Фузайл смиренно совершает намаз.

 Он подождал, пока Фузайл завершит намаз, и сказал: «Удивительно! Две противоположности, которые не встречаются, – пост и разбойничество, намаз и притеснение людей». Фузайл сказал ему: «Не прочитаешь ли ты мне что-либо из Корана?» И путник прочитал (смысл): «Есть и другие люди, которые признались в своих грехах. Они смешали праведные поступки со злыми. Возможно, Аллах ﷻ примет их покаяние. Воистину, Аллах ﷻ – Прощающий, Милосердный» (сура «АтТавба», аят 102). Услышав этот аят, Фузайл задумался. Рассказывают, что ещё в молодости Фузайл обладал хорошим нравом. Хоть он и разбойничал, но никогда не отбирал имущество у женщин и не забирал у людей имущество полностью. Ибн Ияз оставлял им немного для того, чтобы посредством этого они осуществляли торговлю и заработали на жизнь. 

 Кроме того, у Фузайла был хороший обычай всё записывать, что и у кого они отобрали и кому отдали. Передаётся также, что в молодости Фузайл был безумно влюблён в одну девушку. Всё награбленное он тратил на неё. Он бродил ночами по улицам и рыдал от сильной любви к ней. И в одну из таких ночей он услышал голос, читающий аят из Корана (смысл): «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха ﷻ…» (сура «Аль-Хадид», аят 16). Эта речь впала в сердце Фузайла и произвела на него сильное воздействие. Далее тот же голос сказал: «О Фузайл, до каких пор ты будешь разбойничать и притеснять людей? Разве не пришло тебе время покаяться?» Услышав эти слова, Фузайл, который находился в это время на стене, упал с неё и сказал: «Да, пришло время!»

 Глубоко сожалея и искренне каясь в своих поступках, Фузайл, задумавшись, шёл по улице. Он хотел побыть один и подумать, как же всё исправить. Вдруг он услышал шёпот. Это были голоса спрятавшихся путников. Одни из них говорили, что надо идти дальше. Другие возражали, что не надо этого делать, что на пути может встретиться разбойник Фузайл. Услышав их разговор, Фузайл воскликнул: «Возрадуйтесь! Поистине, Фузайл раскаялся и оставил это дело». После этого Фузайл начал возмещать людям долги. Как мы сказали, он записывал, что и у кого брал. Согласно этому он находил людей, по мере возможности возвращал имущество и просил прощения. Люди, видя его искренность и настойчивость, прощали его. Так он ходил к каждому ограбленному. С этой же целью он пришёл к одному иудею, жившему в городе Абивард. Этот иудей решил поиздеваться над Фузайлом.

 Он сказал своим друзьям: «Сегодня мы поиздеваемся над человеком из общины Мухаммада ». И когда Фузайл просил у него прощения, иудей сказал: «Ты хочешь, чтобы я простил тебя? Тогда убери отсюда этот песок», – и указал на холм песка. Фузайл согласился и начал потихоньку переносить песок с этого места. Он знал, что это ему не под силу, но так как иудей сделал это условием прощения, Фузайл решил перенести хотя бы столько, сколько сможет. Так он трудился до предрассветного времени, и вдруг откуда ни возьмись поднялся сильный ветер и перенёс весь песок. Когда настало утро, пришёл иудей и сильно удивился. Тем не менее, он не простил Фузайла. Он сказал: «Я поклялся, что обязательно возьму с тебя мой долг. Так как у тебя ничего нет, пойдём со мной». Они вместе пошли домой к иудею. Там иудей сказал: «Возьми из-под моей подушки золотые монеты и отдай их мне, чтобы моя клятва не испортилась и чтобы я простил тебя». Как он и повелел, Фузайл засунул руку под подушку и, взяв оттуда динары, отдал их иудею. Каково же было удивление иудея, когда Фузайл положил ему в руки динары!

 Иудей сказал: «Предложи мне принять Ислам». Фузайл научил иудея, как произнести свидетельство, и тот принял Ислам. Затем иудей спросил: «Знаешь почему я принял твою религию?» Фузайл ответил, что не знает причины. Иудей сказал: «До сегодняшнего дня я не знал, истина ли Ислам или нет. Сегодня же я понял, что это истина, в которой нет сомнения. Я читал в Торе, что в руках того, чьё покаяние Всевышний принял, земля станет золотом. И я испытал твоё покаяние. Я положил под подушку горсть земли, и она в твоих руках превратилась в золото. И я понял, что твоё покаяние принято и что Ислам – истинная религия. Поэтому я стал мусульманином».

 Фузайл бин Ияз после покаяния стал выдающимся учёным. Он переехал в Мекку. Там он посещал уроки великих учёных Ислама того времени, подружился с имамом Абу Ханифой и другими великими людьми. Впоследствии Фузайл стал учёным такого уровня, что на его уроки собирались жители Мекки, с ним советовались правители и он стал одним из лучших людей своего времени. Как же велика милость Всевышнего к рабам! Посмотрите же, как меняется жизнь человека после покаяния. Ведь в аяте сказано, что Всевышний не только прощает, но и проявляет милость к кающимся. Не пора ли и нам задуматься, уважаемые братья и сёстры? Не пришло ли и нам время оставить плохие поступки и совершать то, ради чего мы созданы: поклонение Господу? Ведь Всевышний ждёт, когда же мы раскаемся, чтобы наделить нас благами и счастьем в обоих мирах!

МУХАММАД МУХИДИНОВ 

Также в рубрике

Свободные отношения или моральные принципы

Почему столько женщин пытаются одеться как можно более открыто, практически ни во что, выставляя на всеобщее

Плохая компания: что нужно знать о ней?

«Однажды Пророк ﷺ рассказал сподвижникам, что в Судный день приведут человека и из-за того, что перевесили

7 польз от покаяния

Каждый верующий нуждается в совершении покаяния (истигфар), так как он не сохранён от прегрешений. От

Сделайте правильный выбор

Всевышний ﷻ в Священном Коране говорит (смысл): «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является