Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Всё о любимом Пророке ﷺ

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Посланник Аллаhа ﷺ надевал из одежды то, что у него имелось. Иногда он носил длинную тунику наподобие накидки. А иногда он предпочитал верхнее платье из Йеменского хлопка, украшенное красными нитями. Кроме того, надевал верхнюю одежду (джуббу) из шерсти с широкими рукавами. 

Абу Муса аль-Аш’ари (Абдулла ибну Кайс) رضي الله عنه рассказал: «Показала нам Аиша رضي الله عنها шерстяную накидку (платье) в заплатках и изар (одежду, закрывающую нижнюю часть тела) из грубой ткани и сказала: “Это две одежды, во что был одет Посланник Аллаhа ﷺ, когда он покинул этот мир”» (аль-Бухари, Муслим). 
Пророк ﷺ надевал вернее платье из грубой ткани с заплатками и говорил: «Поистине, я раб и одеваюсь так, как подобает одеваться рабу» (аль-Бухари, Муслим).

Имам аль-Газали пишет в «Ихьяу улуми ддин», что у Посланника Аллаhа ﷺ было верхнее платье чёрного цвета, которое он впоследствии подарил кому-то из сподвижников. Умму Сальмат رضي الله عنها как-то спросила: «Пусть мои родители станут выкупом за тебя, о Посланник Аллаhа ﷺ, что ты сделал с чёрным платьем?» Пророк ﷺ ответил: «Я его достаточно поносил». Она сказала: «Я не видела никогда ничего в чёрном цвете, что так красиво сочеталось с белизной твоего тела». 
Пророк ﷺ и его сподвижники предпочитали носить одежду из хлопка. Реже они носили одежду из шерсти и льна. 

В книге «Кашф уль-Гумма» имам аш-Шаарани пишет, что Пророк ﷺ как-то надел плащ из волосяных волокон и шерсти. И, почувствовав запах коз, он перестал его надевать. Аиша رضي الله عنها рассказывает: «Я сшила Пророку ﷺ шерстяной плащ чёрного цвета. Он какое-то время надевал его, затем, как-то вспотев, он почувствовал от плаща запах шерсти и перестал надевать его. Как же приятен был этот запах!» (Абу Давуд, ан-Насаи).

У Посланника Аллаhа ﷺбыли шаровары. Учёные разошлись во мнениях, носил ли Пророк ﷺ шаровары или нет. Одни из них сказали, что Посланник Аллаhа ﷺ не носил их, приводя в качестве довода мнение имама ан-Навави в книге «Тахзибу аль-Асмаи ва ллугат», где он, рассказывая про Усмана бин Аффана t, говорит: «Он не носил шаровары ни до Ислама (во времена джахилийи), ни в Исламе, кроме как в день его убийства. И они (сподвижники) были наиболее привержены в следовании Пророку ﷺ, чем кто-либо». 

Другие же приводят хадис, который приводит Абу Я’ля аль-Мавсулии رضي الله عنه от Абу Хурайры رضي الله عنه: «Однажды я вместе с Пророком ﷺ зашёл на базар, и он присел рядом с торговцами, которые продавали ткани. И Пророк ﷺ купил у них шаровары за 4 дирхама. На рынке были весовщики, которые по весу ткани определяли плату за товар. Посланник Аллаhа ﷺ подошёл к весовщику и сказал: «Взвесь и перевесь (заставь весы склониться в свою сторону)». Весовщик удивлённо сказал: «Что это за выражение, которое я впервые слышу?» Абу Хурайра رضي الله عنه сказал ему: «Твои слабость и невежество в религии достаточно проявились в том, что ты не узнал своего Пророка ﷺ».

Весовщик бросил весы и кинулся к руке Посланника Аллаhа ﷺ, желая её поцеловать. Пророк ﷺ убрал руку и сказал: «О такой-то, подобным образом поступают неарабы в отношении своих царей, я же не являюсь царём, я лишь один из вас». Весовщик отмерил ткань, и Посланник Аллаhа ﷺ забрал у него шаровары. Далее Абу Хурайра رضي الله عنه рассказывает: «Я хотел взять из рук Пророка ﷺ шаровары, чтобы самому их понести. Однако Пророк ﷺ не дал и сказал: «Хозяину более подобает нести свои вещи, за исключением случая, когда он слаб и нуждается в помощи своего брата по вере». Абу Хурайра رضي الله عنه спросил: «О Посланник Аллаhа ﷺ, разве ты носишь шаровары?» Пророк ﷺ ответил: «Да. Будучи в пути, дома, ночью или днём. Мне велено прикрывать своё тело, и я не нахожу более подходящего одеяния для этого, чем они» (Ибну Хиббан, ат-Табарани). 

 (Продолжение следует.) 
 

Рашид Камалов