Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Меры, принятые Пророком ﷺ после битвы при Ухуде

Трагедия при Ухуде понизила авторитет мусульман и подорвала их силы, в результате чего им пришлось столкнуться с большим количеством внутренних и внешних проблем.

Опасности грозили Медине со всех сторон, а иудеи, лицемеры и бедуины стали проявлять враждебность по отношению к мусульманам открыто, и все они хотели не только одержать над мусульманами победу, но и покончить с ними раз и навсегда. Не прошло и двух месяцев после сражения при Ухуде, как племя Бану Асад было уже готово к нападению на Медину. В месяце Сафар (2-й месяц по лунному календарю) 4-го года хиджры (мусульманского летоисчисления) племена Удаль и Кара задумали против мусульман коварство, что привело к гибели десяти сподвижников Пророка ﷺ. 

В течение этого периода иудеи из племени Бану Надир продолжали открыто проявлять враждебность по отношению к мусульманам. В месяце Раби уль-Авваль (3-й месяц лунного года) 4-го года хиджры они даже предприняли попытку убийства Посланника Аллаhа ﷺ. 

Что же касается Бану Гатафан, они осмелели настолько, что в месяце Джумад аль-Уля (5-й месяц) того же года решили напасть на Медину. Таким образом, в результате утраты мусульманами части своего военного потенциала после Битвы при Ухуде им в течение определённого времени угрожали многочисленные опасности. Однако мудрость Пророка Мухаммада ﷺ позволила не только избежать многих опасностей, но и вернуть мусульманам утраченный авторитет, снова обрести былую славу и достичь прежнего положения. 

Первым его шагом в этом направлении стал поход на Хамра аль-Асад с целью преследования врага, благодаря чему авторитет мусульманской армии в значительной мере удалось сохранить. Посланник Аллаhа ﷺ продолжал действовать в том же духе, что привело в замешательство иудеев и лицемеров, а потом предпринял определённые действия, благодаря чему мусульмане не только восстановили пошатнувшийся престиж, но и стали пользоваться ещё большим уважением, чем прежде.

Поход Абу Саламы رضي الله عنه

После неудачи при Ухуде первыми против мусульман выступили люди из племени Бану Асад бин Хузайма. Разведка Медины доложила Пророку ﷺ, что Тальха бин Хувайлид и Салама бин Хувайлид вместе со своими соплеменниками и теми, кто им подчинялся, стали призывать племя Бану Асад к войне против Посланника Аллаhа ﷺ. Узнав об этом, Пророк ﷺ сразу же отправил к ним отряд из 150 мухаджиров (переселенцев из Мекки) и ансаров (жителей Медины). Командиром этого отряда он назначил Абу Саламу رضي الله عنه, которому вручил знамя. Абу Салама رضي الله عنه неожиданно напал на Бану Асад в местах их обитания, опередив их и не позволив напасть на Медину, в результате чего они рассеялись, а мусульмане захватили их верблюдов и овец и пригнали этот скот в Медину, вернувшись домой целыми и невредимыми и взяв добычу без боя. Этот поход имел место в начале месяца Мухаррам (1-й месяц года) 4-го года хиджры. 
После возвращения у Абу Саламы رضي الله عنه открылась рана, полученная им в Битве при Ухуде, и он вскоре умер.

Поход Абдуллаха бин Унайса رضي الله عنه

В 5-й день того же месяца 4-го года хиджры разведка доложила, что Халид бин Суфьян аль-Хузали собирает силы для войны с мусульманами, и Посланник Аллаhа ﷺ направил к нему отряд под командованием Абдуллаха бин Унайса رضي الله عنه. 

Абдуллах бин Унайс رضي الله عنه отсутствовал в Медине 18 дней, а в субботу, 23-го Мухаррама, он вернулся с радостной вестью о победе. В награду за это Посланник Аллаhа ﷺ подарил ему свой посох и сказал: «В День воскресения это будет знаком, по которому мы узнаем друг друга». Перед смертью Абдуллах бин Унайс رضي الله عنه завещал завернуть в свой саван и этот посох.

Инцидент в ар-Раджии 

В месяце Сафар 4-го года хиджры к Посланнику Аллаhа ﷺ явились представители племён Удаль и Кара, заявившие, что среди них есть мусульмане, и попросившие его послать с ними тех, кто обучал бы этих мусульман их религии и учил Корану. И Пророк ﷺ отправил с ними шесть человек (в другой версии сообщается, что их было десять), назначив старшим над ними Мурсида бин Абу Мурсида аль-Ганави رضي الله عنه (по другим сведениям, старшим был назначен Асим бин Сабит رضي الله عنه). Они отправились в путь с этими людьми, и когда добрались до местности ар-Раджии (источника воды племени аль-Хузайль), те позвали на помощь людей из рода Бану Лихьян в количестве около ста лучников, чтобы напасть на мусульман. Они стали преследовать мусульман, пока те не были вынуждены забраться на какую-то возвышенность. Лучники, окружив их, сказали: «Мы обещаем, что если вы спуститесь к нам, то никого из вас не убьём». Асим رضي الله عنه отказался спускаться и решил сражаться с ними вместе со своими товарищами, семеро из которых были убиты стрелами. В живых остались только трое – Хубайб رضي الله عنه, Зайд бин ад-Дасина رضي الله عنه и ещё один сподвижник Пророка ﷺ. Нападавшие снова пообещали мусульманам, что не станут убивать их, и они спустились к ним, но те не сдержали своего обещания и связали их тетивами от луков. Что же касается третьего человека, он сказал: «Вот первое вероломство!» – и отказался присоединиться к ним. Они попытались уговорить его, когда же он снова отказался, то убили его.

Что же касается Хубайба رضي الله عنه и Зайда رضي الله عنه, их привели в Мекку и продали там в рабство. Оба они участвовали в Битве при Бадре, где убили некоторых представителей мекканской знати. Хубайб رضي الله عنه остался у них в заточении, а через некоторое время мекканцы решили казнить его и вывели в ат-Танъим (местность, которая в те времена являлась предместьем Мекки). Когда они были уже готовы убить его, он попросил: «Дайте мне возможность совершить молитву в два ракаата». И они позволили ему сделать это. Совершив два ракаата и произнеся слова таслима (приветствия – завершения намаза), Хубайб رضي الله عنه сказал: «Клянусь Аллаhом ﷻ я бы продлил совершение намаза, если бы вы не подумали, что я удлиняю намаз, страшась смерти». А потом он взмолился: «О Аллаh ﷻI, сочти число их, и уничтожь их одного за другим, и не оставляй из них никого!» А потом он прочитал такие стихи (смысл): «Собрались вокруг меня союзные племена, собравшие всех, кого могли, и привели с собой своих детей и жён, а меня привязали к высокому стволу. Одному лишь Аллаhу ﷻ жалуюсь я на своё одиночество, скорбь и на то, что собрали множество людей перед моей казнью. О Обладатель Престола, дай мне терпения преодолеть всё, что хотят они сделать со мной, ибо они растерзали мою плоть и отравили мне жизнь. Они предложили мне избрать неверие, но смерть лучше этого. Плачут глаза мои, но слёз их не видит никто. Если я буду убит, будучи мусульманином, то мне всё равно».

После этого Абу Суфьян спросил его: «А был бы ты рад вернуться домой – при условии, что у нас оказался бы Мухаммад ﷺ и мы отрубили бы ему голову?» – на что он ответил: «Нет, клянусь Аллаhом ﷻ, не порадовало бы меня возвращение к моей семье, даже если бы Мухаммад остался на своём месте и его уколола бы колючка, причинив ему боль!»

Адиль Ибрагимов