Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Уроки и достигнутые цели сражения при Ухуде

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

В этом бою мусульмане потеряли семьдесят человек убитыми, которые в основном относились к числу ансаров (жителей Медины). Их было шестьдесят пять человек: 41 из племени Хазрадж и 24 – из племени Авс. Кроме того, погиб один иудей, а из числа мухаджиров (переселенцев Мекки) погибло всего 4 человека. Что же касается многобожников, их потери убитыми составили 24 человека. В другой версии говорится, что они потеряли 37 человек убитыми. 

Чрезвычайное положение в Медине 

Ночь на 8-е число месяца Шавваль 3-го года хиджры (мусульманского летоисчисления) после возвращения с Ухуда была для мусульман тревожной. Несмотря на сильную усталость и всё то, что им пришлось пережить, они охраняли все подходы к Медине, но особое внимание уделяли охране Посланника Аллаhа ﷺ. Что же касается Пророка ﷺ, он провёл эту ночь в размышлениях о создавшемся положении. Он опасался, что если многобожники решат, что их победа на поле боя ничего им не дала, то обязательно вернутся, чтобы теперь напасть на Медину. Поэтому Пророк ﷺ принял решение начать преследование мекканской армии. 

Наутро после сражения при Ухуде, то есть в воскресенье 8-го Шавваля, Пророк ﷺ обратился к людям, стал побуждать их к встрече с врагом и сказал: «Пусть не выйдет с нами никто, кроме тех, кто сражался в этом бою». Абдуллах бин Убайй спросил его: «Не пойти ли и мне с тобой?» Пророк ﷺ категорично сказал: «Нет». Мусульмане ответили на его призыв, несмотря на тяжёлые раны и сильный страх, и сказали: «Слушаем и повинуемся». 

За разрешением принять участие в походе к Пророку ﷺ обратился Джабир бин Абдуллах رضي الله عنه, сказав: «О Посланник Аллаhа ﷺ, я хочу быть с тобой, в каком бы бою ты ни участвовал, а (на этот раз я не был с тобой) только потому, что мой отец оставил меня присматривать за моими сёстрами! Позволь же мне, и я пойду с тобой!» Пророк ﷺ разрешил ему это. 

Посланник Аллаhа ﷺ двинулся в путь вместе со сподвижниками, и они достигли местности Хамра аль-Асад (расположенной на расстоянии 8 миль от Медины), где разбили свой лагерь. Там к Пророку ﷺ пришёл Ма’бад бин Абу Ма’бад аль-Хузаи и принял Ислам. Он сказал: «Клянусь Аллаhом ﷻ, нас огорчило то, что постигло твоих товарищей, и, поистине, мы бы хотели, чтобы Аллаh ﷻ привёл в порядок твои дела». Пророк ﷺ велел ему присоединиться к Абу Суфьяну и постараться отговорить его от воинственных намерений. 

Опасения Посланника Аллаhа ﷺ относительно того, что многобожники могут вернуться в Медину, имели под собой основания. Когда курайшиты остановились в местечке ар-Равха, что находится на расстоянии 36 миль от Медины, они принялись упрекать друг друга, говоря: «Вам ничего не удалось сделать! Вы сломили их, а потом оставили, и в живых остались их предводители, которые снова соберут войско против вас! Возвращайтесь же, чтобы истребить их». Прежде чем Абу Суфьян двинулся в путь со своим войском, к нему прибыл Ма’бад бин Абу Ма’бад аль-Хузаи رضي الله عنه, об обращении которого в Ислам Абу Суфьяну ничего не было известно. И Абу Суфьян спросил: «Что там происходит, о Ма’бад?» Ма’бад رضي الله عنه сказал: «Мухаммад ﷺ со своими товарищами отправился в погоню за вами, собрав такое войско, которого мне видеть ещё не приходилось. Он горит ненавистью, и с ним идут те, кто не принимал участия в бою с вами. Они жалеют о том, чего лишились, и испытывают к вам такую ненависть, подобной которой я ещё не видел». Абу Суфьян воскликнул: «Горе тебе, что ты говоришь?!» Ма’бад رضي الله عنه добавил: «Я думаю, что ты не успеешь двинуться с места, прежде чем их передовые отряды покажутся из-за холма». 

После этого мекканские воины утратили свою решимость, ими овладел страх, и они посчитали, что для их благополучия им необходимо продолжить свой путь и вернуться в Мекку. Однако и Абу Суфьян предпринял попытку воздействия на мусульман, чтобы удержать их от преследования и избежать встречи с ними. В это время мимо проходил караван племени Абд аль-Кайс, направлявшийся в Медину, и Абу Суфьян спросил: «Доставите ли вы Мухаммаду ﷺ моё послание? За это я дам вам столько изюма, сколько сможет поднять верблюдица, когда вы приедете в Мекку». Они согласились, и тогда Абу Суфьян сказал: «Передайте Мухаммаду ﷺ, что все мы решили вернуться, чтобы уничтожить его самого и его товарищей». Этот караван дошёл до Хамра аль-Асад, где тогда находился Пророк ﷺ со своими сподвижниками. Ему передали слова Абу Суфьяна о его намерении вернуться и напасть, а также о том, что Пророку ﷺ следует бояться мекканцев. Но это только добавило мусульманам веры, а Всевышний ниспослал откровение в отношении их (смысл комментария): «(Верующие – те) которым люди сказали: «И они сказали: “Народ собрался против вас, побойтесь же!” Но это лишь укрепило их веру, и они сказали: “Достаточно нам Аллаhа ﷻ. Он – лучший Покровитель!” И они вернулись (в Медину) с благами от Аллаhа ﷻ и щедростью. Ничего плохого не случилось с ними, и они обрели довольство Аллаhа ﷻ. И Аллаh ﷻ – обладатель великой щедрости» (сура «Али Имран», аяты 173–174).

Посланник Аллаhа ﷺ оставался там ещё три дня, а потом вернулся в Медину, и поход на Хамра аль-Асад стал частью и завершающей стадией битвы при Ухуде. Таковы этапы и детали сражения при Ухуде, изучением итогов которого в течение долгого времени занимались исследователи, старавшиеся дать ответ на вопрос: закончилось оно для мусульман поражением или нет? Несмотря на то, что многобожники добились военного преимущества и господствовали на поле боя и что мусульмане понесли тяжёлые потери, есть определённые обстоятельства, которые не позволяют нам назвать это победой мекканцев. Войска мекканцев не сумели занять лагерь мусульман, и значительная часть мусульманской армии, несмотря на беспорядок и панику в своих рядах, не бросилась в бегство, а мужественно сопротивлялась, сплотившись вокруг Пророка ﷺ. Кроме того, никто из войска мусульман не попал в плен.

В результате неверные не сумели перейти к третьей стадии сражения, несмотря на то, что мусульмане продолжали оставаться в своём лагере. Мекканцы поспешили уйти и оставили поле боя раньше мусульман, не осмелившись войти в Медину для захвата пленных и имущества, хотя город находился всего лишь в нескольких шагах от них и был совершенно не защищён. 

И тот факт, что Абу Суфьян поспешил вернуться в Мекку, убеждает нас в том, что он боялся позора и поражения своей армии в случае начала третьего этапа сражения. 

Таким образом, в этой битве каждая из сторон что-то приобрела и что-то потеряла; обе они покинули поле боя, ни одна из них не бежала оттуда и не позволила противнику занять свой лагерь. 

В некоторых аятах священного Корана одна за другой освещались все важнейшие стадии этого сражения, при этом ясно указывались причины тяжёлых потерь мусульман, отмечались слабые стороны верующих касаемо их обязанностей. Кроме того, Коран говорит об отношении к этим событиям лицемеров, клеймит их позором и показывает их скрытую враждебность по отношению к Аллаhу ﷻ и Его Посланнику ﷺ, вместе с тем устраняя сомнения и тревоги, поселившиеся в сердцах слабых мусульман, и разоблачая намерения лицемеров и их союзников из числа иудеев, которые занимались организацией всевозможных заговоров и интриг.

Адиль Ибрагимов