Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

В чём проблема современных детей?

Впереди лето. Для школьников это три месяца свободы, которые, как ни парадоксально, для многих из них становятся девяноста днями тюрьмы.

Всё лето наши детки, вместо того чтобы наслаждаться солнцем и свежим воздухом, находятся в заложниках у вай-фая, который даёт им пространство для бесконечных онлайн-игр, скроллинга соцсетей, просмотра видеороликов. 

Большинство современных детей не в восторге от чтения книг, рисования и прочих развлечений, которыми с удовольствием занимались мы, их родители, в перерывах между прятками, догонялками, пятнашками, жмурками. Безусловно, наши дочки-сыночки растут в совсем другой реальности. Жизнь была иной, когда мультики по телевизору шли строго в определённое время. Что уж говорить об онлайн-играх, захватывающих неокрепшие детские умы в свои яркие, манящие сети! 
Как спасти наших детей от скуки и научить их получать радость от того, что приносит им пользу? Давайте разберёмся в этом вопросе детально. 

Волшебное слово «нет»

Мы живём в то время, когда все детские желания мгновенно исполняются. Многие родители руководствуются принципом: «Пусть у моего ребёнка будет то, чего не было у меня». Другие просто не хотят выслушивать капризы и исполняют побыстрее все детские хотелки. «Я хочу новую машинку с пультом управления!» – «Сейчас куплю». «Я хочу есть!» – «Сейчас пойдём в кафе». «Мама, мне скучно!» – «Возьми мой телефон». Таким образом сегодня выстраиваются отношения между родителями и их чадом. Но психологи предупреждают, что мы оказываем своим детям медвежью услугу. Они не умеют ждать, планомерно идти к цели, справляться с жизненными трудностями. Детям сложно адаптироваться в детских садах и школах, где рядом нет человека, который будет сиюминутно исполнять все желания, взаимодействовать с окружающим миром. 

Жизнь – праздник, где нет места рутине 

Давайте сравним, как проходили детские дни рождения в 90-х и как их организуют сегодня. Скромные домашние посиделки с тортиком и конкурсы, которые придумывали сами дети. Или аренда детского клуба, шикарный стол, аниматоры, фейерверки, бальные платья, шары. Такие праздники мы устраиваем детям с самого рождения. Семьи с разным уровнем дохода вкладывают средства в подобные мероприятия, чтобы быть не хуже родни и порадовать своих маленьких именинников и именинниц. Дети быстро привыкают к такому порядку вещей, и подобные масштабные мероприятия уже не кажутся им чем-то из ряда вон выходящим. Одновременно с этим детей начинают ограждать от домашних дел. А ведь, выполняя простые обязанности, ребёнок начинает понимать, что такое ответственность, осознаёт, что не все занятия в жизни бывают интересными, но без такой ежедневной рутины невозможно обойтись. 

Упор на раннее развитие 

С самых ранних лет родители стараются записать ребёнка на всевозможные кружки, секции, развивающие занятия. С одной стороны такой подход мам и пап понятен. Они хотят вложить в своё дитя как можно больше знаний, навыков, развить его таланты. Но во всём нужна мера. Необходимо спланировать режим ребёнка так, чтобы у него хватало времени на игры (гаджеты в расчёт не берём), общение со сверстниками, домашние дела. Кроме того, для юных личностей, как и для нас, взрослых, важно наличие времени на рефлексию, самонаблюдение, осмысление событий, которые происходят с ними. 

Жертвы смартфонов 

За последние десять лет случилось невероятное. Интернет смог заменить детям друзей, учителей, даже родителей. Конечно, многие мамы и папы пользуются этим, ведь из-за занятости не у всех получается уделить должное внимание своим дочкам и сыночкам. А со смартфоном в руках ребёнок вроде бы рядом, взрослым даже кажется, что он у них под контролем. Хотя, конечно, это не так. Пока ребёнок сидит в соседнем кресле, прямо перед глазами родителей, и держит в руках гаджет, управлять им в этот момент может кто угодно, но точно не мама и папа. Жизнь в Сети очень притягательная: полная спецэффектов, шуток, ярких цветов и громких звуков. Окружающая реальность по сравнению с ней очень неприглядна. И чем больше времени ребёнок проводит в виртуальном мире, тем сложнее вернуться в настоящую жизнь, где его ждут домашние задания, мамины замечания, скучные дела. 

Известный психолог Екатерина Мурашова провела эксперимент, в котором приняли участие подростки 12–13 лет. Она предложила участникам эксперимента провести восемь часов, не пользуясь никакими гаджетами и не общаясь с людьми. Они могли гулять, рисовать, читать, заниматься спортом. Также дети должны были записывать все свои чувства и переживания в этот период. Казалось бы, ничего сложного: побыть наедине с собой, занимаясь интересными делами. Но из 68 участников эксперимента до конца дошли только трое. Остальные подростки, оказавшись в таких непривычных для современного мира условиях, испытывали страх, чувство одиночества, у некоторых даже начинались панические атаки и появлялись суицидальные мысли. 

Дофаминовый капкан 

Беспрерывная зрительная стимуляция от цифровых носителей вызывает у детей стойкую зависимость на уровне физиологии. Всё дело в выработке дофамина, гормона, который отвечает за ощущения удовольствия от того, что человек слышит, видит, делает. Проходя на новый уровень в онлайн-игре, ребёнок моментально испытывает восторг, вызванный скачком дофамина. Это намного проще и быстрее, чем добиться этого ощущения, читая книгу или получая похвалу от учителя. Оставшись без гаджетов, дети (и современные взрослые) начинают испытывать чувство, которое возникает у курильщика. Организм требует повышения дофамина через самый простой источник. Постоянная высокая концентрация этого гормона делает человека рассеянным, он плохо контролирует эмоции и с трудом выполняет скучные задания, теряет мотивацию к саморазвитию. 

Ребёнку скучно. Что делать? 

С раннего возраста важно учить ребёнка испытывать радость от прогулок, созерцания природы, общения, спортивных, настольных игр. Только он сможет противостоять засасывающей всё вокруг виртуальной реальности. Кроме того, постоянные жалобы на скуку могут означать, что ребёнку не хватает родительского тепла. Он пытается привлечь в свою жизнь маму и отца. Родителям нужно понимать, что нахождение с детьми в одном помещении не равносильно совместному времяпровождению. Если нет возможности пообщаться и поиграть с ребенком, то хотя бы не давайте ребёнку гаджеты после каждой его жалобы на скуку. Пусть в его комнате всегда будут материалы для творчества и развития: краски, альбомы, конструкторы, пластилин, наборы для рукоделия. Скука – это не страшно. Именно это чувство помогает мозгу работать активнее. Скука запускает мыслительные процессы, связанные с творчеством. 

Психологи предупреждают: не нужно давать ребёнку телефон после каждого его писка – в кафе, в общественном транспорте, в поликлинике. Важно научить ребёнка умению ждать. Чем он старше, тем дольше может быть период между «я хочу» и «я получаю». Мозгу ребёнка важно периодически отключаться от внешнего мира с его постоянными требованиями. У него должно быть время, чтобы просто помечтать. А главное в процессе воспитания – личный пример. Посмотрите, как проходит ваше свободное время, умеете ли справляться со скукой без смартфона. Ведь «дети нас не слышат, дети на нас смотрят».
 

Вера Смирнова