21 июля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Roblox захватил мир: дети в опасности?

В 2024 году самой скачиваемой игрой в России стала Roblox.

Эта тенденция наблюдается во всём мире. Хотя выпущена игра ещё в далёком 2006-м, с каждым годом её популярность только растёт. Дети до 14 лет с упоением обсуждают, как прокачивают и модифицируют маленьких человечков. 

Скачать игру очень просто. Она доступна в AppStore, Google Play, можно просто открыть её в любом браузере на компьютере и погрузиться в простой яркий мирок, где каждый школьник может почувствовать себя хозяином положения. Сегодня узнаем, в чём феноменальный успех Roblox и насколько опасна эта игра для детской психики. 

Технические основатели проекта Дэвид Базуки и Эрик Кассел запустили проект в 2006 году, первые несколько лет он не приносил разработчикам никакого успеха, но в 2017-м Roblox узнал весь мир. В первую очередь это связано с тем, что у многих детей появились собственные смартфоны и планшеты. Сегодня в Roblox ежедневно играют 70 млн человек. Пока вы читаете эти строки, игра запущена у 1,6 млн пользователей. 

Метавселенная Roblox

Что такое Roblox? Это не игра, а скорее онлайн-платформа, соединяющая миллионы разработчиков игр и огромную аудиторию. Скачивая приложение, вы попадаете в браузер с домашней страницей Roblox. Здесь можно увидеть подборку лучших игр, а точнее, «плейсов». На сегодняшний день их более 40 миллионов. Любые жанры, тип, тематика собраны на платформе. 

Только представьте себе 40 млн самых разных проектов: шутеры, игры по мотивам известных франшиз и даже мемов. 99,99999 % этих игр созданы не самой Roblox Corp. Тысячи ютьюб-блогеров, инфлюенсеров, тиктокеров привлекают интерес юной аудитории к очередной игре, находящейся на волне хайпа. 
Разработчикам, создающим проекты в Roblox, дают почувствовать вкус первого заработка. Они могут продавать предметы в маркетплейсах, создавать игры с покупками. За свою работу они получают процент, который начисляется им в «робуксах» (Robux). Их можно получить, лишь пополнив свой счёт реальной валютой. Большая часть разработчиков, являясь детьми, тратят заработанные робуксы на платформе. 

Почему детям нравится играть в Roblox? Начать играть в эту игру можно абсолютно бесплатно, она супердоступна, любой девайс чуть мощнее микроволновки позволит запустить фирменный браузер. Эту игру создают дети, взрослому человеку управление игрой может показаться примитивным, а детям – «норм». В Roblox почти всегда играют не в одиночку, а группами. Существует система кланов, групп. С недавнего времени появилась возможность позвонить своим друзьям по игре по видеосвязи. А теперь представьте, что вам 13 и в ваших руках – портал в мир, полный приключений, где можно легко найти единомышленников, где всё происходит так, как вы этого захотите… Соблазнительно, не так ли?

«Я начал играть в онлайн-игры три года назад. Для меня это не самоцель, не главный интерес в жизни, а просто способ скоротать время. Если за дверью меня ждёт толпа друзей, я без проблем прерву игру и пойду гулять. Реальная жизнь намного интереснее. Скажу честно, если бы у меня был младший брат, я бы не разрешал ему играть в Roblox лет до 12. У человека должна быть устойчивая психика, чтобы погружаться в эту метавселенную; хотя на данный момент в Roblox я не встречался с запрещённым контентом, но всё-таки есть взаимодействие с незнакомыми людьми в чатах. Я общаюсь только с проверенными, их всего несколько человек. Всем, кто играет, советую быть осторожными, никому не доверять на 100 %» (Джабраил Абдулатипов, 13 лет).

Roblox: есть повод для паники

Одна из опасностей игры – её азартный характер. «Персонажей можно переодевать в различные наряды, которые нередко спонсируются брендами и знаменитостями. Косметические предметы можно купить у других пользователей Roblox за виртуальную валюту. Часто по завышенным ценам. Сами разработчики платформы получают от манипуляций пользователей целых 30 % комиссии. На странице магазина есть даже график изменения цены, напоминающий фондовый рынок», – обвиняет разработчиков платформы YouTube-канал People Make Games.

Ребёнок, не понимая серьёзности проблемы, может втайне от родителей брать банковские карты и использовать их для покупки цифровых товаров. Данные могут легко попасть к мошенникам. 

Вторая очевидная опасность кроется в чрезмерности. Дети теряют чувство времени, и если их вовремя не остановить, могут проводить в метавселенной огромное количество времени. Ухудшение зрения, проблемы с позвоночником и другие физические отклонения угрожают тем, кто проводит за игрой более одного часа в день. 

Третья опасность – потребление контента, неподходящего по возрасту. Создатели платформы заявляют, что все игры проходят жёсткую модерацию. До 2023 года на платформе был полностью запрещён любой контент для взрослых. Но с прошлого года правила изменились. В разрешённый список стало входить «большое количество реалистичной крови, умеренно грубый юмор, романтические темы, неиграбельный контент, посвящённый азартным играм, и алкоголь». Такие игры могут быть доступны пользователю, если ему больше 17 лет. Для того чтобы оградить ребёнка от такого рода контента, необходимо воспользоваться функцией родительского контроля. Но самая большая опасность кроется в том, что эта игра предполагает личное общение в чатах, ведь непонятно, кто же на самом деле скрывается за забавным аватаром. Люди с самыми разными психическими отклонениями могут нецензурно выражаться, под видом ровесников вступать в контакт с детьми, пытаться воздействовать на их психику, писать непристойности, пытаться узнать личные данные. 

«Я играю в онлайн-игру четыре года. Стараюсь не погружаться в этот мир глубоко, потому что он очень мешает учёбе, другим интересам. Конечно, играя в Roblox, можно встретиться с определёнными рисками. Так, моего друга несколько раз обманывали на деньги. Встречаются в чатах неадекватные игроки, которые могут материться, грубить. Я не могу сказать, что игра учит чему-то деструктивному, разрушающему психику, но всё-таки надо быть начеку. Из плюсов, которые я извлёк, играя в Roblox, – это то, что, взаимодействуя там с другими игроками, ты можешь избежать многих ошибок в реальной жизни. Ты учишься, что не всем можно доверять, что деньги – это серьёзно» (Алексей Тихонов, 14 лет). 

Уровень опасности Roblox примерно такой же, как и у других онлайн-игр. Возможно ли полностью оградить детей от воздействия метавселенной? Да, на время. Рано или поздно наступит день, когда у них появится возможность погрузиться в мир онлайн-игр. Сегодня мы не имеем права закрывать глаза на проблемы. Есть наш мир, а есть другая цифровая реальность, и нам необходимо показать, как без вреда для себя взаимодействовать с этими двумя сторонами жизни.

 «Дети страдают не от онлайн-игр, их губят не “Ютьюб”, не “ТикТок”, не телеграм-каналы. Их губит равнодушие родителей. Тотальное, холодное безразличие. Конечно, нужен контроль, в воспитании нет места вседозволенности. Но вместе с ограничительными мерами мы должны давать им любовь, участвовать в их жизни по-настоящему. Вы можете сказать: все это знают. Да, все знают, но никто не делает. Мы демонизируем подрастающее поколение, не замечая, что за этими людьми, уткнувшимися в телефоны, – наши дети, нуждающиеся в уважении, любви, а не только в постоянной критике. И чтобы отдалить детей от виртуальной реальности, мы должны заполнить их мир живыми эмоциями, новыми впечатлениями и самим отбросить куда подальше эти пресловутые смартфоны» (Анна Полещук, психолог). 

«Я давно играю в онлайн-игры; мне кажется, я понял, что в них самое плохое. Огромный минус в том, что они убивают наше время. Тем, кто не начал, советую и не пробовать, особенно если знаете за собой, что вам трудно останавливаться и контролировать себя. Лучше занимайтесь спортом, катайтесь на велосипедах, гуляйте с друзьями. Жизнь и так быстро проходит, и тратить её на игры – не лучший сценарий» (Абдулла Адуев, 14 лет).
 

Вера Смирнова