Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Сознательный выбор

Что ни день, в мире науки открытие! Это со всех сторон классно, так как чтобы кого-то догнать – необходимо постоянно двигаться.

Очередное открытие Бирмингемских академиков в скором времени может подарить человечеству абсолютно новый и усовершенствованный метод выяснения, когда же в младенчестве зарождается сознание в человеке.

Интересно, не правда ли?

Когда великого французского философа XVII века Декарта спросили о сознании младенцев, то он, как мы помним, предположил, что у младенцев вполне могут быть мысли – естественно, намного проще, нежели у взрослых.

Спустя сотни и сотни лет вопрос о том, когда же homо становятся сознательными, также остаётся головоломкой как для философов, так и для психологов.

Однако теперь два энтузиаста-академика из Бирмингемского университета предложили улучшенный метод помочь учёным мужьям определить, когда всё-таки младенцы становятся сознательными.

В одном письме, адресованном редактору и опубликованном в американском журнале Trends in Cognitive Sciensec («Тенденции в когнитивных науках»), док Г. Тейлор (между прочим, адъюнкт-профессор философии) и Эндрю Бремнер (профессор психологии развития) исследовали этот самый предлагаемый новый подход, который включает в себя выявление маркеров сознания у взрослых, а затем проводит измерение, когда у младенцев становится больше этих маркеров в процессе развития.

Тут доктор Тейлор поясняет: «Представьте, что у взрослых, как мы знаем, определённое очень специфическое поведение или специфический паттерн активации мозга всегда приходит вместе с сознанием. Если мы сможем определить, когда у младенцев возникает такое поведение или активация мозга, у нас будут веские основания полагать, что именно тогда у младенцев появляется сознание. Подобное поведение и мозговая активация – это то, что мы называем «маркерами» сознания».

Вообще такой подход реально крайне необходим, потому что младенцы (в отличие от нас, взрослых) не могут сказать вам, что они осознают. Профессор Бремнер добавляет: «Действительно трудно установить, когда младенцы становятся сознательными. Это происходит главным образом потому, что младенцы не могут сообщить о своих переживаниях и, как известно большинству родителей, могут быть довольно несговорчивыми, особенно когда дело доходит до экспериментальных заданий. Поскольку мы не можем просто спросить младенцев, когда они становятся сознательными, лучший подход – попытаться идентифицировать широкий спектр маркеров сознания, которые появляются в раннем и позднем развитии, а затем сгруппировать их вместе; это могло бы помочь нам определить, когда возникает сознание».

В недавней статье исследователи профессор Тим Бэйн и его коллеги обозначили четыре специфических маркера сознания, некоторые из которых проявляются уже на поздних стадиях беременности, а другие обнаруживаются в раннем младенчестве. Исходя из вышесказанного исследование утверждает, что сознание появляется довольно рано (с последнего пренатального триместра).

Однако наши академики, профессор Бремнер и доктор Тейлор, заявили, что это игнорирует другие маркеры сознания. Например, предыдущие исследования в данной области выявили отдельную группу маркеров. К ним относятся:

• наведение (привлечение внимания социального партнёра к объекту и проверка);

• намеренный контроль (преднамеренная координация действий на основе средств – например, потянув за опору, чтобы достать отдалённый предмет;

• эксплицитная память (отложенное подражание действиям).

Тейлор объясняет: «Одна из сложных проблем заключается в том, что, похоже, не все маркеры указывают на один и тот же возраст появления сознания. Те, которые упомянуты Бейном и его коллегами, указывают где-то между третьим триместром беременности и ранним младенчеством, но другие показатели предполагают, что возраст может быть около одного года. На самом деле, в самом крайнем случае, некоторые маркеры проявляются только примерно в 3–4 года. Поскольку существует так много различных маркеров сознания, которые появляются в раннем и позднем развитии, чрезвычайно трудно прийти к какому-либо выводу».

Профессор Бремнер же заключил: «Мы предлагаем использовать широкий подход к маркерам, включая те, которые проявляются на ранних и поздних стадиях. Мы также рекомендуем рассмотреть ряд моделей развития возникновения сознания. К примеру, может случиться так, что одни маркеры появляются в одном кластере на ранних этапах развития, а другие – на более поздних. Кроме того, может наблюдаться непрерывное и постепенное появление определённых маркеров, простирающихся на протяжении беременности и на протяжении всей ранней жизни. Мы думаем, что, объединив этот широкий набор маркеров, мы, возможно, наконец сможем ответить на вопрос, который заставлял нас задумываться на протяжении тысячелетий. Но важно иметь в виду, что ответ может быть непростым».

Однако Всевышний знает лучше…

Камаль Магомедов