Сегодня: 27 октября 2024 года
поделиться

Последняя атака многобожников

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Когда Посланник Аллаhа  находился уже в ущелье, на гору взобралась часть курайшитов, которыми командовали Абу Суфьян и Халид бин аль-Валид. Тогда Пророк  воскликнул: «О Аллаh , поистине, не подобает им подняться выше нас!» После чего Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه вместе с несколькими другими мухаджирами бросился на них и сражался с ними, пока не заставил их скатиться с горы.

В книге «Аль-Магази» сообщается, что, когда многобожники поднялись на гору, Посланник Аллаhа ﷺ велел Сааду رضي الله عنه: «Отбрось их». Саад رضي الله عنه с удивлением спросил: «Как же я отброшу их в одиночку?» Однако Пророк ﷺ повторил сказанное им трижды. И тогда Саад رضي الله عنه достал стрелу из своего колчана, выстрелил в одного из нападавших и убил его.

 Саад رضي الله عنه рассказывал: «А потом я взял ту же свою стрелу – я знал, что она была пущена мной, – выстрелил ею в другого и убил его. Потом я снова взял ту же стрелу, зная, что она была пущена мной, выстрелил ею в третьего и убил его, после чего они отступили, и тогда я сказал: “Это благословенная стрела!” – и положил её обратно в свой колчан». И эта стрела оставалась у Саада رضي الله عنه, а потом хранилась у его сыновей.

Обезображивание шахидов

Это была последняя атака, которую многобожники предприняли против Пророка ﷺ. Ничего не зная о его участи достоверно, многобожники были почти уверены в том, что он убит. Они вернулись в свой лагерь и стали готовиться к возвращению в Мекку, а некоторые из них, в том числе и женщины, принялись обезображивать трупы погибших мусульман, отрезая им уши, носы и вспарывая животы. Хинд бинт Утба извлекла из тела Хамзы رضي الله عنه печень и стала жевать, но проглотить не смогла и выплюнула её, а уши и носы убитых она нанизывала на верёвку в виде ожерелья.

После завершения сражения на поле боя вышли верующие женщины. Сообщается от Анаса رضي الله عنه: «Я видел, как Аиша бинт Абу Бакр رضي الله عنه и Умм Суляйм رضي الله عنه, подобрав полы своей одежды так, что стали видны их голени, несли на себе бурдюки с водой, поили раненых, а потом возвращались, наполняли бурдюки и снова подходили к раненым» (аль-Бухари).

Сообщается также, что Умар رضي الله عنه рассказывал: «Умм Салит رضي الله عنه приносила нам бурдюки с водой в День Ухуда» (аль-Бухари).

Среди этих женщин была и Умм Айман رضي الله عنه. Увидев бегство мусульман, намеревавшихся войти в Медину, она стала бросать им в лица землёй и говорить: «Возьми прялку и отдай свой меч!» А потом она поспешила на поле боя и стала поить раненых, где Хиббан бин аль-Арка попал в неё стрелой. Она упала, и часть её тела обнажилась, а Хиббан стал смеяться над ней. Посланнику Аллаhа ﷺ стало тяжело видеть это, и он дал Сааду бин Абу Ваккасу رضي الله عنه стрелу без наконечника, сказав ему: «Стреляй!» И Саад пустил эту стрелу, которая поразила Хиббана в шею, после чего он упал навзничь, и тело его тоже обнажилось. Посланник Аллаhа ﷺ обрадовался этому и сказал: «Саад отомстил за неё, и да ответит Аллаh ﷻ на его мольбу».

Посланник Аллаhа ﷺ добрался до ущелья

После того как Пророк ﷺ добрался до своего лагеря в ущелье, Али бин Абу Талиб رضي الله عنه пошёл и принёс в своём щите воды из михраса (имеется в виду либо углубление в скале, вмещавшее большое количество воды, либо название источника на горе Ухуд). Он принёс эту воду Посланнику Аллаhа ﷺ, чтобы тот напился, однако, почувствовав неприятный запах, Пророк ﷺ не стал пить эту воду, смыв ею кровь со своего лица, полив ею свою голову и повторяя при этом: «Силён гнев Аллаhа ﷻ на тех, кто залил кровью лицо Его Пророка ﷺ».

Сообщается, что Сахль رضي الله عنه сказал: «Клянусь Аллаhом ﷻ, я знаю, кто омывал рану Посланника Аллаhа ﷺ, кто лил ему воду и чем его лечили. Дочь Фатима رضي الله عنه омывала ему лицо, а Али бин Абу Талиб رضي الله عنه лил ему воду из щита. Когда же Фатима رضي الله عنه увидела, что от воды его раны кровоточат ещё сильнее, она взяла кусок циновки, подожгла его, потом потушила и приложила к ране отца, и кровь остановилась» (аль-Бухари).

Потом Мухаммад бин Маслама رضي الله عنه принёс хорошей свежей воды, и Посланник Аллаhа ﷺ напился и прочитал за него мольбу. После этого он совершил полуденную молитву сидя, так как раны причиняли ему боль, и все другие мусульмане также молились позади него сидя.

Злорадство Абу Суфьяна и его разговор с Умаром رضي الله عنه после завершения боя

Когда многобожники завершили приготовление к возвращению, Абу Суфьян подошёл к горе и закричал: «Есть ли среди вас Мухаммад ﷺ?» Но они ему не ответили. Тогда он закричал: «Есть ли среди вас Ибн Абу Кухафа (Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه)?» Но они ему снова не ответили. Тогда он закричал: «Есть ли среди вас Умар бин аль-Хаттаб?» И мусульмане снова ему не ответили, так как Пророк ﷺ запретил им отвечать ему. Абу Суфьян спрашивал только об этих троих, так как и сам он, и его соплеменники знали, что именно они являются главной опорой Ислама. После этого Абу Суфьян закричал: «Что касается троих, то мы вас от них избавили!» И тогда Умар رضي الله عنه не выдержал и крикнул ему в ответ: «О враг Аллаhа ﷻ! Поистине, те, о ком ты говорил, живы, и Аллаh ﷻ не дал исчезнуть тому, что ещё принесёт тебе огорчения!» На это Абу Суфьян сообщил: «Ваших убитых изуродовали. Я не приказывал делать этого, но это меня вовсе не огорчает». Потом он воскликнул: «Да возвышается Хубал (главный идол мекканцев)!» Тогда Пророк ﷺ сказал: «Неужто вы ему не ответите?» Люди спросили: «Что же нам сказать?» Он велел: «Говорите: «Аллаh ﷻ выше и могущественнее!”».

Потом Абу Суфьян сказал: «У нас есть аль-Узза (божество, которому поклонялись курайшиты), а у вас аль-Уззы нет!» Пророк ﷺ спросил: «Неужто вы ему не ответите?» Люди поинтересовались: «Что же нам сказать?» Он велел: «Говорите: “Наш Покровитель – Аллаh ﷻ, а у вас нет покровителя!”». Потом Абу Суфьян сказал: «Дела идут хорошо! Этот день – за День Бадра, а война идёт с переменным успехом». На это ответил Умар رضي الله عنه: «Это не одно и то же, ибо наши погибшие окажутся в Раю, а ваши – в огне!» Потом Абу Суфьян закричал: «Иди ко мне, о Умар!» Посланник Аллаhа ﷺ велел: «Подойди к нему и посмотри, в чём дело». Умар رضي الله عنه подошёл к нему, и Абу Суфьян возопил: «Заклинаю тебя Аллаhом ﷻ, о Умар رضي الله عنه, скажи, убили ли мы Мухаммада ﷺ?» На это Умар رضي الله عنه ответил: «Нет, и, поистине, сейчас он слышит твои слова!» На это Абу Суфьян произнёс: «Я больше доверяю тебе и считаю тебя более надёжным, чем Ибн Камиа (тот, кто объявил о гибели Пророка ﷺ)» (аль-Бухари).

Когда Абу Суфьян и те, кто с ним был, уезжали, он закричал: «Мы встретимся с вами в Бадре на следующий год!» А Посланник Аллаhа ﷺ велел одному из сподвижников сказать: «Да, и считай, что мы с вами договорились об этом!»

Выяснение положения многобожников

После этого Посланник Аллаhа ﷺ велел Али бин Абу Талибу رضي الله عنه: «Отправляйся вслед за этими людьми и посмотри, что они будут делать и чего хотят. Если они пересядут с коней на верблюдов, значит, они хотят вернуться в Мекку; если же они сидят верхом на лошадях и ведут за собой верблюдов, значит, они направляются в Медину. И, клянусь Тем, во власти Которого находится душа моя, если они пойдут на Медину, я пойду к ним и буду сражаться с ними в Медине!»

Сообщается, что Али رضي الله عنه рассказал: «И я отправился вслед за ними, чтобы посмотреть, что они будут делать, и оказалось, что они пересели с коней на верблюдов и двинулись в сторону Мекки».

 

(Продолжение следует.)

 

Адиль Ибрагимов