Судья по имени Шурайх
Вот ещё одна интересная история из жизни судьи Шурайха.
Как-то раз сын сказал ему:
– О мой отец! Поистине, я веду тяжбу с некими людьми. Ознакомься же с нашим делом. Если правда на моей стороне, то я подам судебный иск против них. А если правы они, то я договорюсь с ними и отдам им то, что причитается им.
И он рассказал отцу всю историю с начала до конца.
Шурайх сказал:
– Иди и подавай иск против них.
И тот отправился к тем людям и предложил им обратиться в суд. Они согласились. А когда все они предстали перед судом, Шурайх вынес решение в их пользу.
Когда судья Шурайх вернулся домой вместе с сыном, сын сказал ему:
– Ты опозорил меня, отец. Клянусь Аллаhом ﷻ, если бы я не посоветовался с тобой прежде, я бы не упрекал тебя сейчас.
Шурайх сказал:
– Сынок, клянусь Аллаhом ﷻ, ты дороже для меня целой земли таких, как они, но Всевышний Господь дороже для меня, чем ты. Я побоялся, что если сразу сообщу тебе о том, что правда на их стороне, и ты договоришься с ними, не обращаясь в суд, то они могут недополучить что-то из того, на что имеют право. Поэтому я и сказал тебе то, что сказал.
Однажды какой-то человек попросил сына Шурайха поручиться за него, а сам сбежал, чтобы не отвечать перед судом за свои действия. И Шурайх посадил сына в тюрьму вместо того человека и сам лично приносил ему еду в тюрьму каждый день.
«Завтра притеснитель узнает, кто остался в убытке…»
Иногда некоторые свидетели вызывали у судьи Шурайха подозрение, но при этом он не видел способа отвергнуть их свидетельство, потому что не было оснований назвать их ненадёжными. И он, стремясь к справедливости, говорил им, прежде чем они засвидетельствуют:
– Послушайте меня, и да наставит вас Аллаh ﷻ на истинный путь. В действительности это вы выносите решение против этого человека. Посредством вас я оберегаю себя от Огня. А вы ещё больше нуждаетесь в том, чтобы защитить себя от адского огня. Поистине, сейчас у вас есть право отказаться свидетельствовать и просто уйти.
Если же они настаивали на том, чтобы засвидетельствовать, Шурайх поворачивался к тому, против кого они собирались засвидетельствовать, и говорил ему:
– Знай, что я выношу решение на основании их свидетельства и при этом считаю, что с тобой поступили несправедливо, но я не могу выносить решения на основе предположения, я выношу решение на основании свидетельства свидетелей. И, поистине, моё решение не делает дозволенным для тебя ничего из того, что запретил Всевышний Аллаh.
У Шурайха был девиз, который он всегда повторял, занимаясь судопроизводством:
– Завтра притеснитель узнает, кто остался в убытке. Поистине, притеснителя ожидает наказание, а притеснённого – справедливость. И, поистине, я клянусь Аллаhом ﷻ, что тот, кто отказался от чего-то ради Аллаhа ﷻ, не станет жалеть об этом.
Искренность во всём
Шурайх был искренним не только по отношению к Аллаhу ﷻ, Его Посланнику и Его Книге (Корану), но и по отношению к простым верующим.
Один из них рассказывает такую историю:
– Однажды Шурайх услышал, как я жаловался другу на то, что мне пришлось претерпеть. Он взял меня за руку, заставив меня наклониться, и сказал: «Сынок, остерегайся жаловаться кому-то, кроме Всевышнего Аллаhа. Поистине, тот, кому ты жалуешься, либо друг, либо враг. Если он друг, то ты только опечалишь его, а если он враг, то ты дашь ему повод позлорадствовать». Затем он сказал: «Посмотри на этот мой глаз». С этими словами он указал на свой глаз и продолжил: «Я не вижу им ни людей, ни дорогу вот уже пятнадцать лет, но я никому не рассказывал об этом до настоящего момента. Когда у тебя случается беда, жалуйся Всевышнему и ищи утешения у Него, ибо, поистине, Он самый достойный, к Кому можно обратиться за помощью, и самый близкий из тех, к Кому взывают».
А однажды Шурайх увидел человека, который просил что-то у другого, и сказал ему:
– Сынок, кто просит человека о чём-то, тот добровольно соглашается на рабство. Если тот, кого просят, исполнит просьбу, то этим он превратит просящего в своего раба. А если он откажет ему, то оба они вернутся униженными – этого унизит скупость, а того – полученный отказ. Если будешь просить, то проси Аллаhа ﷻ, а если будешь обращаться за помощью, то обращайся тоже к Аллаhу ﷻ, и знай, что нет способности изменить что-либо и силы для этого ни у кого, кроме как от Аллаhа ﷻ.
Эпидемия в Куфе
Однажды к Куфе разразилась эпидемия. Друг Шурайха отправился в Неджеф, желая избежать заражения. И Шурайх написал ему:
– Место, которое ты оставил, не приблизит твою смерть и не украдёт у тебя отпущенные тебе дни. И, поистине, место, в которое ты отправился, подвластно Тому, Кто может всё и от Кого никуда не сбежать. Поистине, мы с тобой – на ковре одного Властелина, и, поистине, Неджеф близок для Обладающего могуществом.
Помимо прочих своих умений Шурайх был ещё и поэтом, слагавшим прекрасные стихи на важные темы. Рассказывают, что когда его сыну было около десяти лет, он очень любил играть. Однажды Шурайх не обнаружил его в медресе, где он должен был учиться. Оказалось, что он ушёл оттуда, чтобы поглядеть на собак.
Когда мальчик вернулся домой, Шурайх спросил его:
–Ты помолился?
Он ответил:
– Нет.
Тогда Шурайх велел принести бумагу и перо и написал его воспитателю следующее: «Молитву оставил он ради собак, желая натравить их друг на друга, пребывая с людьми недалёкими, скверными. Он придёт к тебе завтра с этим посланием. Знай, что оно подобно посланию аль-Муталяммиса (речь идёт о человеке, который вёз запечатанное послание, в котором содержалось веление казнить его). Когда придёт он к тебе, то вылечи его порицанием или наставлением наставника мудрого и сметливого. Если бить его станешь ты розгою, то не более трёх раз: после этого удержи свою руку. И знай: что бы ты ни делал с ним, его душа для меня, несмотря на все огорчения, очень ценна».
Да будет доволен Всевышний Умаром бин аль-Хаттабом رضي الله عنه, который украсил судопроизводство прекрасной жемчужиной. Мусульмане до сих пор пользуются светом его понимания предписаний Аллаhа ﷻ и находят правильный путь благодаря его пониманию Сунны Посланника Аллаhа ﷺ.
И да помилует Аллаh ﷻ судью Шурайха, который поддерживал справедливость среди людей в течение 60 лет, никого не притесняя и не отклоняясь от истины и не делая различий между царём и простолюдином.
Адиль Ибрагимов