05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.3.2024 (по Ханафи)

1.Расскажите, пожалуйста, каким образом подтверждается начало месяца Рамадан?

Сегодня для нас этот вопрос решает Муфтият региона, официальное духовенство. Представители этой организации своевременно говорят о начале и конце поста. 

В книге «Мухтасар Кудури» по поводу определения начала и конца месяца говорится следующее. Пророк r в своём хадисе сказал: «Когда увидите его (имеется в виду появление молодого месяца Рамадана), начинайте поститься, а когда увидите его (речь идёт о появлении молодого месяца Шавваля, следующего лунного месяца), прекращайте пост. Если же будет облачно, и вы (молодой серп луны не увидите), отсчитайте тридцать дней» (аль-Бухари). Подразумевается, что в начале поста следует отсчитать тридцать дней месяца Шаабан, а если речь идёт о завершении поста, следует отсчитать тридцать дней месяца Рамадан. Поэтому люди обязаны искать молодой серп месяца после окончания 29-го дня месяца Шаабан, и если они увидят его – начинают пост на следующий день. Если будет облачно и молодой месяц увидеть не удастся, то они дополняют количество дней месяца Шаабан до 30, а затем начинают пост. 

Если что-то мешало увидеть месяц и лишь один человек засвидетельствует, что он видел молодой месяц 29-го числа месяца Шаабан, то в этом случае принимается свидетельство одного заслуживающего доверия верующего об этом, будь то мужчина или женщина. А если ничто не мешало увидеть молодой месяц и один мужчина или двое засвидетельствовали, что видели молодой месяц по завершению 29-го числа, то их свидетельство не принимается до тех пор, пока молодой месяц не увидит большое количество людей. И на основании их сообщений будет получена достоверная информация и принято решение. 

Если что-то мешало увидеть молодой месяц, то Муфтий выносит решение согласно свидетельству двоих мужчин или одного мужчины и двух женщин о видении молодого месяца. Но если ничто не мешало увидеть молодой месяц, то принимается свидетельство лишь большой группы людей, и их сообщение становится основанием для решения о начале и конце поста. 

Если человек увидел молодой (спустя 29 дней Шаабана) месяц Рамадана, но Муфтий не принял его свидетельства, то этот человек постится в одиночку, а если это случилось в отношении молодого месяца Шавваль (по завершению 29 дней Рамадана), то он постится вместе с другими и не поступает на основании того, что он сам увидел месяц. 
(«Мухтасар Кудури»)

2.Какие действия порицаемы во время поста? 

Постящемуся порицаемо целоваться, если он не уверен, что сможет сдержать себя, но если он уверен, что сдержится, то в поцелуе нет нежелательности. Постящемуся порицаемо языком пробовать вкус чего-либо, жевать что-либо (не глотая) и чистить зубы зубной пастой, помимо сивака. 
(«Мухтасар Кудури»)

3.Какие действия нарушают пост, а какие нет? 

Пост нарушается: 

– если в результате поцелуя или ласки произошло семяизвержение;
– если человек проглотил камешек, кусочек железа или семечко; 
– если он сделал себе клизму или закапал лекарство в нос; 
– если закапал лекарство в ухо;
– если он лечил проникающее ранение черепа или брюшной полости влажным лекарством, и оно достигло его внутренностей или мозга; 
– если он ел, думая, что время утреннего намаза ещё не наступило; 
– если он поел, думая, что солнце уже зашло, но потом оказалось, что это не так. 

Во всех этих случаях его пост нарушается, и он обязан восполнить его; искупительных действий при этом совершать не нужно. 

Если рвота произошла непроизвольно, то пост не нарушается, но если человек вызвал её преднамеренно и рвотные массы наполнили рот, то он обязан восполнить пост. (Передал аль-Кудури.)

Если человек осознанно вступил в интимную близость во влагалище или в задний проход, либо поел или попил то, что обычно употребляется в пищу, либо лечился этим – его пост нарушается, и он обязан и восполнить его, и совершить искупительные действия.

4.Действия, которые не нарушают пост

Если постящийся поел, попил или вступил в интимную близость, забыв, что он постится, то это не нарушает его пост. Такое же решение, если он уснул и у него случилась поллюция, или произошло семяизвержение от взгляда. Также пост не нарушают нанесение крема на тело, совершение кровопускания или использование сурьмы. Поцелуи, после которых не произошло семяизвержения, тоже не нарушают пост. Во всех этих случаях пост не нарушается. 
(«Мухтасар Кудури»)

5.Искупление за нарушение поста месяца Рамадан 

Искупительные действия (каффарат) – это означает пост два месяца подряд, при условии, что в них не должен входить месяц Рамадан, а также дни, в которые нельзя поститься (Ураза-байрам, Курбан-байрам и три дня после него). Если человек не в состоянии соблюсти пост 60 дней без перерыва, то должен накормить 60 бедняков. 

За нарушение поста в другой месяц (помимо Рамадана) искупительные действия не совершаются, даже если это пост-возмещение пропущенных дней месяца Рамадан.

6.Кто не постится в месяце Рамадан?

Пост в месяце Рамадан не разрешается соблюдать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых выделений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет восполнить позже.

Не соблюдают пост душевнобольные люди, а также дети, не достигшие полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним: для мальчиков возраст совершеннолетия определяется началом первой поллюции, а для девочек – началом менструации, или по достижении 15 лет по лунному календарю, если признаки совершеннолетия не наступили.

Также могут не соблюдать пост беременные женщины и кормящие матери, путники (мусафиры), больные, которые знают, что их состояние может ухудшиться из-за поста. 

Однако данные категории людей (в отличие от женщин в состоянии хайда и нифаса) могут держать пост, если чувствуют себя хорошо и считают, что он не повредит их здоровью. Путником считается человек, который выехал из своего населённого пункта более чем на 81 км и собирается остаться в месте пребывания менее 15 дней. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост, а затем в течение дня отправился в путь, не разрешается прервать пост.

Однако пропущенные по таким уважительным причинам дни поста необходимо возместить после окончания месяца Рамадан. 
От поста освобождаются люди, имеющие какие-то хронические болезни, когда нельзя долго оставаться без пищи (сахарный диабет, язва желудка или иные болезни желудочно-кишечного тракта).

Если человек знает (из собственного опыта или так установил надёжный врач), что его состояние ухудшится от продолжительного голодания, ему можно не соблюдать пост. Если есть надежда, что его состояние улучшится, он может отложить пост на другое время (на зиму или осень, когда дни будут короче). Если болезнь такого свойства, что улучшения не предвидится, то человек не соблюдает пост вообще, вместо этого он должен выплатить милостыню (фидья) в качестве искупления за пропущенный пост. 

Следует иметь в виду, что если человек почувствует облегчение от болезни и будет в состоянии соблюсти пост, то ему нужно будет возместить посты за все пропущенные им годы, даже если он отдавал денежное возмещение вместо поста. 
(«Хашияту Тахтави»)

 Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62