26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Неповторимый стиль исламских садов чахарбаг

Размышляя о красоте, выраженной в конструкции садов чахарбаг, люди могут найти в них то, чего порой так не хватает в повседневной жизни, и начать процесс перенастройки себя на режим гармонии с природой.

Если Рай – это та награда, к которой мы все стремимся, и он описывается как «сады, под которыми текут реки», то какое место на Земле может подарить нам лучшее предвкушение Рая, чем прекрасный зелёный сад?

 Словно воплощение Рая на земле

 Один из самых распространённых стилей садового дизайна называется «чахарбаг» (четыре сада). Эти традиционные исламские сады задумывались как воплощение Рая на Земле. Сады чахарбаг – чудесное место, где расслабляется разум, а душа получает возможность соединиться с природой. Но это одновременно нечто большее, чем место отдыха, – в прохладной тени деревьев, в окружении струящихся фонтанов и дивных цветов раб Всевышнего погружается в созерцание и размышление о вечном. Сады имеют глубокое значение в Исламе как на символическом, так и на практическом уровне. К примеру, если в английских садах имеются места для прогулок, то в исламских садах предусмотрены скамейки для отдыха и плодоносные деревья для лёгкого перекуса. Здесь радуется душа и питается тело.

 Традиционно исламский сад – прекрасное место для отдыха и размышлений и напоминание о Рае. В Коране есть много упоминаний о садах, этот образ используется в качестве земного аналога для жизни в Раю, которая обещана верующим: «Аллах ﷻ обещал им, верующим мужчинам и женщинам, Рай, где текут реки и где они вечно пребывать будут в райском блаженстве. Он обещал им благие жилища в садах вечности. Для них будет благоволение Аллаха ﷻ, которое они будут чувствовать. Это – величайшее благо и прекраснейшая удача!»  (Коран, 9:72). Сегодня сохранились традиционные исламские сады на большой территории, простирающейся от Испании и Марокко на западе до Индии на востоке. Среди известных всему миру примеров – удивительной красоты парк комплекса Тадж-Махал в Индии и потрясающий парк при дворце Альгамбра в Испании.

Характерные элементы садов чахарбаг

Общая тема традиционного исламского сада – сочетание воды и тени, что неудивительно, так как Ислам, как правило, распространялся в жарком и засушливом климате. Чахарбаг можно отличить по характерным элементам: разделение на четыре части (отсюда и название «чахарбаг») по прямым дорожкам или водным путям; вода, текущая или статическая, в центре; тень от деревьев; и сад с фруктовыми растениями. Архитектура павильонов или других зданий тоже является неотъемлемой частью сада.

 Разделение на четыре части также является отражением описание Рая, упомянутого в Священном Коране, в суре «Ар-Рахман». Вот почему красота этих садов вне времени. И что ещё более важно – они предназначены  не только для мусульман, сегодня эти сады могут служить мостами между культурами, а их живописная красота поможет людям открывать для себя Ислам. Недаром люди всех конфессий и традиций сообщают о своём положительном опыте посещения исламских садов, говоря, что это выходит за рамки чувственного или эстетического удовлетворения.

 Самыми известными примерами таких садов, ежегодно посещаемых миллионами людей со всего мира, как мы уже говорили, являются сады дворцового комплекса Альгамбра в Гранаде, Испания, и сады, построенные моголами на Индийском субконтиненте, такие как Тадж-Махал. И кто знает, быть может, однажды посещение сада станет предлогом межконфессионального диалога? Очень хочется на это надеяться.

Сады исламского мира сегодня

В современном исламском мире сад стал чем-то большим, чем парком или местом для отдыха. С одной стороны, он имеет культурно-историческое значение и отличается высоким техническим исполнением в смысле использования водных технологий. Он стал достопримечательностью местного и международного значения, привлекающей туристов и имеющей коммерческий спрос. Сады марокканских столиц Феса, Мекнеса и Марракеша являются не только духовно-религиозным символом, но ещё и примером искусного симбиоза архитектурных элементов, водоёмов и садового дизайна.

 И, конечно, упомянем венец исламского садово-паркового искусства – великолепные сады империи Моголов в Кабуле, Лахоре, Дели, сады Шалимар в Шринагаре. Этот далеко не полный перечень садов представляет лишь одну из сторон исламского декоративного садоводства, шедевры которого производят неизгладимое впечатление на современного туриста, который приезжает в эти сады из разных стран по всему миру. Вторая сторона заключается в тенденции переводить сады, ранее использовавшиеся в религиозных целях или исключительно монархами, в общественное пользование, то есть открывать их для доступа горожан как места отдыха.

 Сегодня сразу приходит на ум впечатляющий пример такой трансформации – знаменитый Бульвар Чахарбаг в центре города Исфахан в Иране. Некогда он находился на территории, прилегающей к дворцу Сефевидов. Сегодня это одна из главных улиц города с миллионным населением. Здесь сохранились искусственные водотоки и тенистые деревья, но теперь к ним добавились офисные здания, гостиницы, рестораны. Вообще можно сказать, что почти все исламские сады раньше располагались за пределами городов, ближе или дальше от городских стен.

 Но в процессе быстрого роста городов в странах исламского Востока они были поглощены городской застройкой и стали частью зелёной зоны в городской черте. Это значит, что теперь они являются исключительно популярным местом отдыха горожан из числа местных жителей и туристов. Таким образом, несмотря на то, что исламский сад на протяжении веков представлял собой сочетание духовности, искусства, культуры и природы, в глубоко рациональном современном мире он приобрёл ещё одну функцию, на которую до недавнего времени мало обращали внимание: он стал «зелёными лёгкими» современного города. Поэтому именно сегодня живописные экологически чистые парки в исламском стиле актуальны как никогда.

 САИДА ИБРАГИМОВА