03 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Как мамы перестают петь, а дети – любить

Мать, склонившаяся над колыбелью, напевающая что-то тихое и нежное своему малышу, – пожалуй, более упоительной, жизнеутверждающей, успокаивающей картины найти трудно.

Однако в наше время процесс убаюкивания младенца выглядит по-другому. Малыша качает электронная люлька, а приятный, но монотонный голос робота из динамиков напевает успокаивающий мотив. Мама также присутствует в жизни ребёнка, – она где-то рядом. Освещённая синим светом смартфона, поглядывает на своё чадо и со вздохом облегчения произносит любимые многими молодыми родителями слова: «Фуххх! Наконец-то заснул!» Зачем мамам петь и что будет, если поменять их на роботов, об этом поговорим сегодня. 

Когда и зачем появились колыбельные? 

«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен» (Расул Гамзатов). 

Женщины во все времена пели своим детям колыбельные – сокровенные и душевные. С помощью этих убаюкивающих посланий мамы не просто успокаивали малышей, но и показывали им красоту родной речи, формировали основы их характера. У каждого народа были свои особенности колыбельных песен. Чаще всего мальчикам пели о храбрости и подвигах, девочкам – о любви к дому, красоте, нежности. Изучая историю колыбельных разных народов, поражаешься, сколько в ней самобытности, какие глубочайшие культурные коды таятся в этих нежных маминых напевах. 

В каждом регионе России есть своя история колыбельных песен. На Руси женщины, убаюкивающие младенцев, часто использовали образы животных – кота, волка, лисы, голубя, ворона, зайца: «Баю-баю-баюшки, / Да прискакали заюшки. / Люли-люли-люлюшки, / Да прилетели гулюшки». Луна, месяц, звёзды, описывающиеся в материнских песнях, также имели свой глубокий смысл. Исследователи разделяют древнерусские колыбельные на два вида: в одних мама описывает свой мир, рассказывает младенцу о своей судьбе, а в других создаёт образы, связанные с миром ребёнка. 

У татар колыбельные песни тесно связаны с мечтами о будущем младенца, свадебными обрядами, национальными сладостями. Пожелание получить хорошее образование – ведущий мотив в татарских колыбельных песнях. Татарки часто сравнивали малыша со спелой малиной и успокаивали его, напевая о том, что быстро придут из леса, собрав много ягод (жизнь татар была тесно связана с заготовкой ягод). Младенцу обещали подарки в виде масла, мёда, чак-чака. 
Яркие, трогательные, необычные колыбельные пели мамы своим детям на Кавказе. Аварки желали своему маленькому джигиту быть непобедимым воином, умелым пастухом, выдающимся богословом. Для девочек были свои образы: «Она ведёт разговор тихо, / Не проходит через годекан, / Не ходит дальше родника». Мамы желали, чтобы девочки были изящны, скромны, умели ловко вести домашние дела, красиво ткать ковры. Мотив у колыбельных был один, но разница в воспеваемых мамами образах была колоссальна. «Оружие – стальное, кони – коричневые. / Звоном оружия полк коней порубивший», – пели аварские женщины своим сыновьям. 

В Ингушетии, как и во многих кавказских регионах, о людях, ведущих себя недостойно, говорили: «Разве ему мама в детстве колыбельных не пела?»

Нравственные законы горцев, важные моменты истории воспевали в своих колыбельных ингушки. «Я буду растить тебя, не говоря, что сейчас придёт волк. Я буду растить тебя, говоря, что ты сам являешься волком <…>. И если ты будешь предателем народа, не буду кормить тебя своей грудью. Но уверена я, что сын мой никогда не продаст ни свой народ, ни чужой народ» (отрывок из ингушской колыбельной песни «Я буду растить тебя»).

Мамин голос и будущее 

По мнению психотерапевтов, детям до трёх лет особенно важно слышать материнский голос во время того, как они засыпают. Как известно, в первые годы жизни у ребёнка отношения с миром формируются через связь с мамой. Каждый звук родного голоса откликается в его сознании, ему хорошо и спокойно, он понимает, что рядом самый близкий человек. 

Материнские напевы благотворно влияют на эмоциональное, психическое состояние малыша. Он быстрее расслабляется, крепче спит. 
Колыбельные – первые уроки родного языка, способ развить фантазию ребёнка. 

Учёные провели исследование, чтобы определить, как воздействуют на детей мамин голос и записи песен, которые исполняют посторонние люди. В итоге разница оказалась значительной. Дети, засыпавшие под мамины колыбельные, оказались более интеллектуально развитыми, они были послушнее и спокойнее своих сверстников, слушающих на ночь аудиозаписи успокаивающих мелодий. У детей из первой группы выстраивались более доверительные отношения с родителями. «Конечно, интимная, даже сакральная ситуация, – это связь, та самая неразрушимая связь между мамой и ребёнком. Потому что, как правило, это ещё совсем маленький ребёнок, и часто мамы, которые поют колыбельные голосом, держат ребёнка на руках, покачиваясь вместе с ним. Ребёнок входит в этот ритм, слушает голос, это опять оказывает большое влияние на самооценку во взрослой жизни, потому что мать даёт ощущение безопасности. И, конечно, лучше всего, если мама будет петь голосом, а не включать песни. Это для ребёнка большой плюс», – подчеркнула практикующий психолог Юлия Шилова в интервью РЕН ТВ. Интересно, что пение колыбельных благотворно влияет не только на младенца, но и на мать. Напевая душевные мотивы своим малышам, женщины быстрее восстанавливаются после родов, у них стабилизируются эмоциональный фон и лактация. 

А что если голоса нет? 

Для детей важно слышать именно мамин голос, который сопровождает их начиная с внутриутробной жизни. Им совсем не важно, насколько он мелодичен, попадаете ли вы в ноты и правильно ли интонируете. Но есть несколько практических советов, которые помогут вам в этом приятном занятии. Петь нужно мягким, спокойным голосом. Интонации должны быть максимально убаюкивающими. Необязательно заучивать наизусть множество разных куплетов и менять репертуар каждый день. Детям достаточно нескольких строк в исполнении любимой мамы, но они должны быть пронизаны любовью, нежностью, трепетом, заботой. Если вы хотите, чтобы ребёнок прекрасно спал всю ночь, научитесь красиво, напевно читать Коран. Ни с чем не сравнимые успокаивающие величественные строки в исполнении самого дорогого для малыша голоса – это квинтэссенция вашей материнской любви. 

Петь или не петь колыбельные? Тратить драгоценное время или просто нажать на кнопку Play и заниматься своими делами? Поиграть с детьми или дать им планшет? Погулять всей семьёй или включить мультфильмы? Ответить на очередной навязчивый детский вопрос или отправить их к голосовому помощнику Алисе? Ответы на эти вопросы во многом зависят от того, каким мы представляем будущее. И не боимся ли услышать от выращенных роботами малышей печальный ответ .

Вера Смирнова