23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Познавательно

Благословенная ночь Бараат

Всевышний Создатель наполнил этот мир самыми разными чудесами, которые обычным явлением считают те, кому не свойственно задумываться над окружающим миром, над его совершенством и многообразием.

Одно из таких чудес – языки, которые являются средством общения людей на нашей планете. 

Если задуматься, язык – это, наверное, самое последнее, о чём задумался бы обычный человек как над даром, чудом от Творца. Языком обладает каждый здоровый человек, поэтому мало кто посчитает его благом от Господа, ведь это выглядит как обычный порядок вещей. Но если задуматься, любой язык и есть подтверждение величия нашего Создателя. Для каждого языка имеются характерные звуки, буквы, произношение, правописание… Есть целые тома словарей, толкующих значения слов, научные работы по этимологии, терминологии, динамике, неологизмам, антонимам, синонимам... И представьте себе, для каждого языка – свои отдельные! Это ли не чудо Господа, это ли не пища для размышления над Его могуществом?! 

Каждый ребёнок, который рождается в этом мире, относится к той или иной народности, и язык, характерный для этого народа, является родным языком этому ребёнку. Языком его предков, его родителей, то есть его особым знаком, который будет отличаться от тысяч языков, существующих на нашей планете, с его отдельной историей, традициями и многообразием. На данный момент в мире зарегистрировано 7 тысяч разных языков, но, к большому сожалению, 2,5 тысячи из них находятся на грани исчезновения. Это может быть не только из-за малочисленности того или иного народа, этому может способствовать и переход к другому языку основной части людей этих народов. Например, как это происходит на данный момент в Дагестане. 

Дагестан – единственный регион в нашей стране, в котором проживают представители более 110 наций и народностей, они разговаривают на 50 разных языках. И многие из этих языков тоже находятся на грани исчезновения. 

Самый многочисленный народ в Дагестане – аварцы, но существенная часть молодого поколения не знают родного языка. Это только пример аварского языка, так как он по числу носителей самый большой, но таково же положение и других языков. У малочисленных народов ситуация ещё хуже. В наши дни в школах для учителей родного языка это является настоящим бедствием, так как дети с трудом усваивают произношение звуков, правописание букв родного языка. Многие родители и дети и вовсе отказываются от предмета родного языка и переходят в дагестанскую группу, где они поверхностно изучают дагестанскую литературу, и всё на этом. Для них это уже достаточное ознакомление с родным языком. Всё это, конечно, вызывает отсутствие потребности в родном языке в самих школах, при дальнейшем поступлении в вуз и в целом в жизни тоже. Это очень печальная, плачевная картина, так как исчезает не только язык, но и народ с его культурой, разнообразием и красотой. Это равносильно отказу от своих предков, от культуры и обычаев своего народа, от своей индивидуальности, в конце концов. 
Конечно, люди придут к этому, если и в школах сократили часы родного языка, и родителям дали право отказаться от его изучения, если у их ребёнка возникли в этом трудности или же просто нежелание заниматься этим языком. Учитывая факт исчезновения целых языков и народов в мире, руководство нашей страны должно делать всё возможное, чтобы сохранить языки народов огромной и великой России, сохранить их не в словарных томах, а на устах живых людей, обладателей этих языков. Но, к большому сожалению, родным языкам уделяется мало внимания в школах и вузах. 

Подобное отношение наблюдается к языкам малочисленных народов во всём мире, поэтому Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила Международный день родного языка (International Mother Language Day). Отмечается этот день 21 февраля начиная с 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и величию. 

ООН в своей резолюции объявила 2008 год Международным годом языков (International Year of Languages), а 2010 год был уже провозглашён Международным годом во имя сближения культур (International Year for the Rapprochement of Cultures). И дату для этого дня выбрали в знак памяти о кровавых событиях, произошедших в Дакке (ныне – столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка –  бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

21 февраля 2003 года на мероприятии, на котором отмечали Международный день родного языка, Коитиро Мацуура, занимавший тогда пост генерального директора ЮНЕСКО, отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всём его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей».
 

Патимат Гасанова