20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Отношения с отцом: чем может помочь мама

Издревле образ мужчины неразрывно был связан с профессией – являясь кормильцем семьи, отец просто обязан был владеть тем или иным мастерством. Совершенствуясь в своём деле, мужчина тем самым приобретал определённый общественный статус – так появлялись охотники, рыболовы, возницы, воины. Как правило, дело передавалось по наследству – появлялись целые поколения гончаров, кузнецов, купцов, возниц. Мальчики с раннего детства знакомились с занятием отца, перенимали профессиональные навыки, наследовали главные принципы мастерства. На протяжении веков роль главы семьи подкреплялась для отца статусным положением наставника, который не добывал пропитание где-то там, на стороне, не видно глазу, а зарабатывал в поте лица на виду у семьи.

В своей книге «Образ отца, или Кем работает твой папа?» психолог Т.Л. Шишова замечает: «…в подсознании современных детей, хотим мы того или не хотим, накрепко засела связь этих трёх понятий: «отец» – «глава семьи» – «та или иная профессия». И размывание последнего понятия пагубно отражается на первом и втором. Что происходит с образом отца, когда акцент с содержания работы переносится на заработанные деньги? Даже в оптимальном варианте, при условии, что денег достаточно много, отношение ребёнка к отцу меняется в худшую сторону. Вместо интересной личности, занятой важным, сложным делом, отец превращается для ребёнка в орудие добывания денег, то есть фактически в нечто неодушевлённое. Чувствуете разницу? Деньги же необходимы ребёнку для удовлетворения каких-то своих потребностей. Иначе говоря, отношение к отцу становится потребительским – не случайно именно эта жалоба сейчас всё чаще звучит из уст родителей. Рассказы же о том, как тяжело даются деньги, зачастую вызывают у детей не сочувствие, а новый прилив раздражения.

Взрослым кажется, что это именно их ребёнок такой жестокосердный, а дело тут не столько в его человеческих качествах, сколько в привитых ему установках. Естественно, родителям становится обидно. Чем больше развиваются в ребёнке потребительские инстинкты, тем труднее его любить. Особенно отцу, который не так пуповинно связан с детьми, как мать. В результате проигрывают все». Что происходит, когда содержание работы отца остаётся за дверью, вне поля зрения семьи? Перед ребёнком предстаёт уставший, а может, и постоянно раздражённый человек, который постоянно сидит на диване, уставившись в телевизор/телефон, и с которым не о чем поговорить.

 Остальным членам семьи не видны достижения и неудачи отца, не понятна сфера его деятельности – и если с женой ещё можно обсуждать работу и достичь достаточного уровня взаимопонимания, то дети так или иначе остаются в стороне. Т.Л. Шишова пишет: «Мамы склонны винить в этой внутрисемейной атомизации отца: дескать, он ребёнком не занимается, не играет с ним, и потому сын или дочь к нему равнодушны. У мужчины же снова копятся обиды, он справедливо считает, что им не интересуются, что он как человек семье не нужен. Можно, конечно, сваливать вину друг на друга и до бесконечности выяснять, «кто самее». Но что толку? В таких случаях порочный круг обычно размыкается одним-единственным способом: уходом отца из семьи». На что в первую очередь следует обратить внимание маме, выступающей в роли связующего мостика?

Защищённость  

 Одно из важных условий формирования здоровой психики у ребёнка – чувство защищённости. В младенчестве его обеспечивает мать, в более старшем возрасте роль главного защитника переходит к отцу. Недаром мальчики часто любят хвастать друг перед другом силой отцов – она как бы принадлежит им самим, увеличивая в глазах окружающих их собственную важность. Поэтому задача мамы – всячески поддерживать образ отца как главной опоры и защитника семьи, даже если это не соответствует действительности. Ведь делается это ради ребёнка, его психологического здоровья и гармоничного развития.

Род деятельности

Т.Л. Шишова: «О работе отца надо говорить как можно чаще и уважительнее (независимо от вашего реального к ней отношения!). Причём делать упор не на заработке или каких-нибудь сопутствующих благах типа льготных путёвок, а на содержании, смысле того, чем занимается муж. Поскольку для ребёнка пока всё в новинку, ему любая работа может казаться очень интересной и важной. Надо только уметь её правильно преподнести».

Должен ли отец играть с ребёнком?

 Если муж не заводила и не балагур, ему не присуще ребячество или на игры с ребёнком просто нет желания, настолько ли это необходимо? Гораздо важнее, чтобы отец разговаривал с детьми, выступал в роли мудрого наставника, привлёк сыновей к мужским делам, мог обучить тому, чему не способна научить мать. Общие дела – это не обязательно игры. Общение между отцом и сыном начинается с общего дела, например совместной починки велосипеда, спортивной разминки, совместных молитв и посещения мечети.

 Т.Л. Шишова: «Ещё недавно в основе нашей государственной политики лежал принцип «Искусство не должно опускаться до уровня толпы; наоборот, толпу, массу нужно поднимать до уровня высокого искусства». И люди в массе своей читали не бульварные романы, а хорошую литературу, которая издавалась огромными тиражами; ездили из посёлков в город, чтобы побывать в театре, посещали разные лекции, интересовались вещами, которыми в других странах интересуется лишь горстка высоколобых интеллектуалов. Теперь ориентиры переменились, и результат налицо. Мне кажется, взаимоотношения детей с отцом должны строиться по тому же принципу равнения вверх. Не отцу надо опускаться на четвереньки и ползать вместе с малышом. Пусть лучше малыш становится на цыпочки, стремясь дотянуться до отца».

 Народная мудрость гласит: «Если дети видят в родителях лишь источник бесперебойного питания, то, когда источник иссякает, они начинают видеть в них только лишнюю нагрузку». Ислам призывает к почитанию и уважению родителей. Однако воспитание достойных мусульман, способных уважать и быть благодарными своим родителям, – дело рук самих родителей. Общение, вдохновение, передача семейных принципов и моральных устоев через собственное поведение и личный пример – прямая задача мамы и папы, каждодневная целенаправленная работа. В противном случае душа ребёнка всё равно заполнится – все перечисленные функции возьмёт на себя улица, телевизор или Интернет. Если же мама и папа желают увидеть достойный результат своего воспитания в виде не только накормленного и одетого по моде ребёнка, но и психологически здорового человека с устойчивыми моральными ценностями, стоит приложить немало усилий. Однако впоследствии такая работа окупится сторицей, и вы ни разу не пожалеете о потраченных силах и времени.

САМИРА БАТИЕВА