Торжество справедливости и остроумия
Этой холодной ночью в Дамаске халиф был занят выбором судьи Басры (город в Ираке), который обеспечил бы торжество справедливости в этом городе и судил в соответствии с тем, что ниспослал Аллаh ﷻ.
Судья требовался такой, чтобы, когда дело касается истины, он ничего не боялся и ничто не могло бы оказать влияния на его решение. Он уже выбрал двоих, которые не уступали друг другу ни в понимании религии, ни в готовности отстаивать истину, ни в проницательности. И стоило халифу обнаружить в одном из них какое-нибудь достоинство, побуждающее предпочесть его кандидатуру, как он обнаруживал равноценное достоинство в другом.
Утром он вызвал к себе своего наместника в Ираке Ади ибн Арта, который в те дни находился в Дамаске, и сказал ему:
– Ади, пригласи к себе Ияса ибн Муавию аль-Музани и аль-Касима ибн Рабиа аль-Хариси, поговори с ними о судопроизводстве в Басре и назначь одного из них судьёй.
Наместник ответил:
– Слушаю и повинуюсь, о повелитель правоверных!
Ади ибн Арта пригласил к себе Ияса и аль-Касима и сказал:
– Поистине, повелитель, да продлит Аллаh ﷻ его жизнь, велел мне назначить одного из вас судьёй Басры. Что вы об этом думаете?
Каждый из них сказал о другом:
– Он больше подходит для этой должности.
И каждый из них перечислил при этом достоинства другого и упомянул о его понимании религии.
Выслушав их доводы, Ади сказал:
– Вы не выйдете отсюда, пока не примете решение по этому делу.
Ияс предложил:
– О предводитель, спроси обо мне и аль-Касиме двух факихов Ирака – аль-Хасана аль-Басри и Мухаммада ибн Сирина, потому что они способны выбрать одного из нас лучше, чем кто бы то ни было из людей.
Аль-Касим навещал названных факихов и они приходили к нему, тогда как Ияс не имел никакой связи с ними. Аль-Касим понял, что Ияс желает возложить обязанности судьи на него и что, если наместник посоветуется с этими факихами, они укажут на него, аль-Касима, а не на Ияса. Он посмотрел на наместника и сказал:
– Не спрашивай никого ни обо мне, ни о нём. Я клянусь Аллаhом ﷻ, кроме Которого нет иного божества, поистине, Ияс лучше меня понимает религию Господа и лучше разбирается в судопроизводстве. И если я лгу в этой моей клятве, то мне не дозволено занимать пост судьи, потому что это означает, что я способен на ложь. А если я говорю правду, то ты не имеешь права назначать менее достойного вместо более достойного.
Ияс посмотрел на наместника и сказал:
– О предводитель, поистине, ты привёл человека и призвал его стать судьёй, поставив его тем самым на край Огненной пропасти. А он спасся от неё посредством ложной клятвы, после которой он, конечно же, сразу попросит прощения и таким образом спасёт душу свою от того, чего следует опасаться.
Ади сказал ему:
– Человек с такой проницательностью и пониманием достоин стать судьёй.
И Ади назначил Ияса судьёй Басры.
Что же это был за человек, которого равнодушный к мирским благам халиф Умар ибн Абд уль-Азиз назначил судьёй Басры? Что же это за человек, проницательность, сообразительность и смышлёность которого стали притчей наравне с щедростью Хатима ат-Таи, кротостью Ахнафа ибн Кайса и смелостью Амра ибн Маадий-Кариба?
Биография
Ияс ибн Муавия ибн Курра аль-Музани родился в 46 году хиджры в области Ямама в Неджде (ныне область в Саудовской Аравии). Позже переехал вместе с семьёй в Басру и там вырос и выучился. В ранней юности он приезжал в Дамаск и перенял знания от благородных сподвижников и их старейших последователей, которых застал. С ранних лет этот мальчик отличался сообразительностью, у него были благородные черты характера.
Юноша жадно приобретал знания и достиг таких высот, что даже пожилые люди стали покоряться ему, брать с него пример и учиться у него, несмотря на его юный возраст.
Однажды Абд уль-Малик ибн Мерван посетил Басру. Это было до того, как он стал халифом. Он увидел Ияса, который в то время был мальчиком – у него ещё не было растительности на лице. Он увидел позади него четырёх чтецов с бородами в зелёных плащах.
Абд уль-Малик удивлённо воскликнул:
– Уфф обладателям этих бород! Неужели не нашлось среди вас человека в годах, чтобы он стал вашим учителем, кроме этого мальчика?!
Потом он повернулся к Иясу и спросил:
– Сколько тебе лет, юноша?
Ияс ответил:
– Возраст мой такой же, каким был возраст Усамы رضي الله عنه, когда Посланник Аллаhа r назначил его командующим войска, в котором были Абу Бакр رضي الله عنه и Умар رضي الله عنه.
Такой ответ понравился Абд уль-Малику, и он сказал:
– Выходи вперёд, юноша, да благословит тебя Аллаh ﷻ.
Слухи о сообразительности и неординарном уме Ияса распространялись всё дальше, и люди стали приходить, чтобы встретиться с ним и поговорить о знании и религии. Некоторые хотели узнать что-то новое, другие просто хотели поспорить и своими ложными доводами попытаться загнать его в угол.
Почему вино запретно?
Рассказывают, что однажды к нему пришёл правитель какой-то области и спросил:
– О Абу Ваиля, что ты скажешь об опьяняющем?
Ияс ответил:
– Оно запретно.
Правитель поинтересовался:
– А почему оно запретно? Ведь это всего лишь плоды и вода, которые кипятят на огне. А ведь всё это дозволено – ничего запретного в этом нет.
Ияс спросил:
– Ты сказал всё или у тебя ещё есть что сказать?
Тот ответил:
– Я сказал всё.
Ияс продолжил:
– Если я наберу в руку воды и ударю тебя ею, тебе будет больно?
Правитель ответил:
– Нет.
Ияс опять спросил:
– А если я возьму солому и ударю тебя ею, тебе будет больно?
Правитель ответил:
– Нет.
Ияс спросил:
– А если я возьму землю, смешаю с соломой, полью водой, смешаю всё это и высушу этот ком на солнце, а потом ударю тебя им, тебе будет больно?
Он ответил:
– Да. Возможно, ты даже убьёшь меня им.
Ияс продолжил:
– Так же и вино. Если ты соберёшь вместе его составляющие и они превратятся в вино, то получится запретное.
Остроумие и смекалка
Когда Ияс стал судьёй, то его сообразительность, проницательность, смекалка и уникальная способность выяснять истину проявились в полной мере. Однажды к нему пришли два человека, один из которых оставил другому на хранение своё имущество, а потом потребовал вернуть его, а второй всё отрицал. Ияс спросил обвиняемого об этом имуществе, и он всё отрицал и сказал:
– Если у моего товарища есть доказательства, пусть представит их. А если нет, то мне достаточно поклясться в своей невиновности.
Ияс, опасаясь, что этот человек присвоит имущество второго, посмотрел на истца и спросил:
– В каком месте ты передал ему на хранение своё имущество?
Тот ответил:
– Это было большое дерево. Мы сидели под ним и ели, а когда собрались уходить, я передал ему имущество.
Ияс сказал ему:
– Иди к тому месту, где находится это дерево. Возможно, придя туда, ты вспомнишь, куда положил своё имущество, и это место напомнит тебе о том, что ты сделал с ним. А потом вернись ко мне и расскажи, что ты видел.
Тот человек отправился к тому месту. А Ияс сказал ответчику:
– А ты посиди, пока не вернётся твой товарищ.
Он остался сидеть. Ияс обратил внимание на других людей, которые пришли к нему со своими тяжбами. А сам исподтишка наблюдал за тем ответчиком. Увидев, что тот успокоился и расслабился, он повернулся к нему и неожиданно спросил:
– Как думаешь, твой товарищ уже добрался до того места, где он передал тебе своё имущество?
Ответчик сказал, не подумав:
– Да нет ещё, это далеко отсюда.
Ияс воскликнул:
– Как ты смеешь говорить, что не брал имущество, а при этом знаешь место, в котором ты его взял?!
Ответчик смешался и признался во всём. Ияс задержал его до возвращения истца, а потом велел ему вернуть истцу его имущество.
Когда Иясу исполнилось семьдесят шесть лет, ему приснилось, что они с отцом скачут верхом на двух лошадях. И при этом ни он не опередил отца, ни отец не опередил его. А его отец скончался в возрасте семидесяти шести лет.
И однажды ночью Ияс, ложась спать, сказал своим родным:
– Знаете ли вы, что это за ночь?
Они ответили:
– Нет.
Он продолжил:
– Это ночь, в которую заканчивается мой жизненный срок.
И когда настало утро, они обнаружили, что он умер.
Ияс ибн Муавия аль-Музани был уникальным представителем своей эпохи и вообще удивительным человеком – благодаря своей проницательности и сообразительности, стремлению найти истину и поразительному умению обнаруживать и раскрывать её.
Адиль Ибрагимов