02 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

По ком звонит колокол?

Спасибо, друг, что посетил Последний мой приют. Постой один среди могил, Почувствуй бег минут. Ты помнишь, как я петь любил, Так распирало грудь, Теперь ни голоса, ни сил, Чтоб губы разомкнуть… (Владимир Высоцкий) Мысли о смерти – едва ли не лучшее, что может прийти тебе в голову и вернуть в суровую реальность. После такого «инсайда» начинаешь понимать, что, несмотря на всю суету, которой ты себя окружил, ты – смертен и, более того, смертен внезапно. Как правило, в таких вопросах между материалистами и верующими предсказуемо разверзается бездонная пропасть непонимания и море противоречий. Разрубить этот гордиев узел у меня вряд ли получится, поэтому ограничусь лишь тем, что приведу своё скромное мнение на этот счёт. В поисках истины, дорогой читатель, мы окунёмся в лабиринты подсознания и постараемся понять, почему же упоминание о смерти вводит нас в состояние грогги (1) и гасит любой кайф.

 Подводные рифы

 Сгниют эмиры и падут кумиры – Обидно краток срок земного пира... (Аль-Маар)

 Начнём с того, что зачастую человек склонен переоценивать значение мирской жизни в ущерб Ахирату, становясь рабом преходящих удовольствий. В Священном Коране по этому поводу сказано следующее (смысл): «Каждая душа вкусит смерть.

 В Судный день сполна воздастся вам: кто избавлен будет от огня Ада и будет введён в Рай, тот постигнет успех. А жизнь в этом мире – всего лишь обманчивое наслаждение» (сура «Аль Имран», аят 185).  Именно так – всего лишь «обманчивое наслаждение». Если вникнуть поглубже, то просто жесть. Дунья на самом деле страшно заманчива и в то же время притягательна, как мифический магнит. И если ты вовремя не даёшь по тормозам, то пиши-пропало.

 Однако стоит снять розовые очки – и красоты мира оказываются не более чем миражом в пустыне. Истинную цену этому ты узнаешь в Судный день, когда деяния рабов будут взвешиваться на весах Шариата перед взором всего человечества. Всевышний Аллах в Коране предупредил тебя (смысл): «Скажи: “Поистине, смерть, от которой вы убегаете, непременно настигнет вас. И затем вы будете воскрешены и возвращены ко Всевышнему – ведающему о тайном и явном, и, воистину, на том свете вам сообщат о том, что вы творили на земле, и вы будете отвечать за все свои деяния”» (сура «Аль-Джумуа», аят 8).

  Сумасшедший ритм жизни и призрачные иллюзии, навязанные меркантильной средой, подобно гигантскому кальмару пустили свои щупальца в самое сердце и незаметно высасывают из тебя всю жизненную энергию, а вместе с ней и мысли о вечном. Взамен этого иблис одарил тебя химерой, что ты ещё молод и, стало быть, время пока есть. И, поистине, это одно из самых распространённых заблуждений, мешающих нам трезво смотреть на своё предназначение в этом мире. «Я не хочу думать о смерти, оставь меня в покое!» «У меня столько планов, и я не собираюсь сейчас умирать, понимаешь?» «Зачем ты мне напоминаешь только о плохом, ведь мы ещё не пожили как следует!» Знакомые фразы, не правда ли? Вероятно, ты от кого-то подобное уже слышал. 

 Возможно, и не раз. А может, кто-то слышал их от тебя? Можно сколько угодно отгонять от себя мысли о неотвратимости смерти, но это ни на миг не оттянет её приход.

Бегущий по лезвию

Всевышний в Коране сказал (смысл): «Поистине, ты (о Мухаммад ﷺ) смертен, как смертны и другие люди» (сура «АзЗумар», аят 30). В твоих часах со скоростью метеорита утекает золотой песок времени. Но, как правило, ты не придаёшь этому значения, так как живёшь в мире отвлечений и воздушных замков.

 Мы привыкли откладывать в долгий ящик важные дела, близких людей, долги, просьбу о прощении и собственно саму смерть. Именно поэтому, нашпигованные под завязку идеями мнимого успеха и заоблачных перспектив, люди теряют из фокуса свою главную цель – поклонение. Суть в том, что в один прекрасный день ты умрёшь и Космос рухнет. А селфи из-под могильных плит ещё никто не выставлял. Стало быть, ты улетел в аут и никому до тебя уже нет дела. Парадокс в том, что о тебе забудут гораздо быстрее, чем ты можешь себе представить. Поэтому единственное, чем ты можешь обессмертить своё имя, – это благие деяния, айсбергом которых является приобретение и распространение знаний.

Самообман

Возможно, ты на самом деле боишься наказаний Ада и желаешь попасть в Райскую обитель. Но чтобы узнать, так ли это на самом деле, остановись на минуту и ответь себе на вопрос: а сделал ли ты что-нибудь для этого? И сколько, по-твоему, тебе осталось в этом мире? Крамольная мысль, что «все умрут, а я останусь», будет до последнего теплиться в твоём воспалённом сознании. Просто потому, что человеку трудно принять мысль о собственной смерти. Особенно тяжело напоминать себе об этом, когда ты поймал госпожу Удачу за хвост и плывёшь на волне успеха. Однако уже перед мостом Сират твоему взору откроется реальная картина мира. Предшествовать всему этому будет Мизан аль-Амаль и сжимание в могиле, где ты обнаружишь катастрофическую нехватку благодеяний. С этим человек столкнётся при любом раскладе и вне зависимости от того, какое положение он занимал на этой грешной Земле. И если ты ещё не сыграл в ящик, то остановись и загляни в свой рюкзак деяний. Припасено ли там чтонибудь для Ахирата? А если нет, то какие оправдания ты озвучишь в Судный день? Подумай над этим, оно того стоит.

Ты умрёшь, как жил

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Благоразумен тот, кто контролирует себя и действует согласно Шариату ради того, что будет после смерти. Беспомощным (слабовольным) из вас является тот, кто 
следует своим желаниям и при этом тешит себя надеждой, считая, что Аллах ﷻ смилостивится над ним» (Тирмизи). Ангел смерти (Азраил) – самый ультимативный игрок на мировой арене, и договориться с ним у тебя не прокатит, старина! Ему вовсе не нужен повод, чтобы разлучить твою душу с телом. Причиной может стать что угодно. Тебя может переехать трамвай или ужалить змея.

 Ты можешь отравиться просроченным йогуртом или поскользнутся на банановой кожуре. И так до бесконечности. Согласись, что некоторые случаи человеческой смерти кажутся порой совершенно нелепыми и абсурдными. Но стоит взглянуть на это более критично, как начинаешь видеть за всем этим чью-то незримую силу. Это та самая «Сила», которой ничего не стоит вершить Своё предопределение независимо от внешних факторов и твоих долгоиграющих планов. Поэтому как можно чаще спрашивай себя: а всё ли я делаю правильно, чтобы заслужить Его довольство?

 Возможно, у тебя просто сбиты ориентиры, но ты не готов выбросить белый флаг, считая, что в любой момент можно всё переиграть и начать с чистого листа. Не спорю, конечно, всё может измениться в любую минуту, но для этого нужны причинно-следственные связи. То бишь, если львиную долю своего времени ты проводишь, изучая ильму и совершенствуя ибадат, то, скорее всего, и умрёшь ты благородно, а пристанищем твоим будут сады Фирдавса. Однако если песок твоего времени утекает в социальные сети, где ты под видом даавата пытаешься охмурить очередную «ухтишку», то включи в розетку шнур, идущий к разуму, и пораскинь мозгами: а с какой это стати ты должен умереть иначе, чем жил? Вопросов для самоанализа, как видишь, много, но ты не бойся их себе задавать. Даже если они неприятны и до крайности обличительны...

Последний выстрел

Смерть и могила по сути всего лишь иллюминатор в мир Вечного. Куда именно ты попадёшь, определят твои деяния и отношение к своей жизни. Не всегда человек, ведущий внешне «чёткую» игру, оказывается в числе спасённых. И необязательно, чтобы счастливый обитатель Рая был при жизни праведником. В этой битве всё зависит от твоего последнего удара. Ты можешь соблюдать предписания Всевышнего на протяжении долгого времени, а под занавес угодить в сети иблиса и пустить всё под откос. Или наоборот: совершая какой-либо грех, ты всегда каялся и в конце концов сумел и вовсе от этого отказаться. В этом случае Господь миров может принять твоё тавбу и облагодетельствовать Раем.

 Помни главное: несмотря ни на что, нужно верить в милосердие Творца и Его прощение. Но при этом соответствовать своему статусу раба, который совершает то, чего ждёт от него Хозяин. Поэтому не будь наивным и не позволяй суете превратить тебя в заядлого прокрастинатора (2), привыкшего откладывать на завтра деяния того света. Жизнь не начнётся с понедельника, а смерть не будет ждать, пока ты выплатишь ипотеку, чтобы заняться поклонением. Есть только «здесь и сейчас».

 Представь, что у тебя отняли прошлое со всеми ошибками и лишили будущего, полного розовых грёз. Что у тебя осталось? Именно это у тебя и есть. Всевышний Аллах в хадисуль-кудси сказал: «О сын Адама! Я удивляюсь тому человеку, который убеждён в том, что он смертен, но радуется; удивляюсь тому, кто убеждён, что будет отчёт, но собирает богатство; удивляюсь человеку, который убеждён в том, что его ожидает могила, но смеётся. Я удивляюсь тому человеку, который убеждён в наступлении Судного дня, однако он беззаботен; удивляюсь тому человеку, который убеждён в скоротечности мирской жизни, но спокоен.

 Я удивляюсь тому человеку, у которого знания на языке, а не в сердце; удивляюсь тому человеку, который сверху очищается водой, в то время как он нечист душой и сердцем. Я удивляюсь тому человеку, который озабочен недостатками других людей и невнимателен к недостаткам своей души; или тому человеку, который знает, что, поистине, Всевышний Аллах смотрит на него, но не повинуется Ему; и удивляюсь тому человеку, который знает, что он умрёт один, войдёт в могилу один, будет давать отчёт один, однако он ищет радости в людях. Поистине, нет божества, кроме Меня, и Мухаммад ﷺ – Мой раб и Посланник».

Постскриптум

Всемирно известный американский писатель начала ХХ века Уильям Сидни Портер, более знакомый нам под псевдонимом О’Генри, перед смертью обратился к окружившим его близким со словами: «Включите свет. Я не хочу возвращаться домой в темноте». Как известно, беспросветный мрак будет покрывать обитателей Ада вечно. Свет для них будет навсегда потушен, и останется лишь страшный пылающий огонь. Тьма, окутывающая жителей Ада, есть не что иное, как отпечаток человеческих грехов, очернивших их последнее пристанище. Ты знай также, что свет преломляется перед чернотой пороков и лишает ещё при жизни наши лица нура. Того самого «нура», по которому праведные предшественники могли отличить благочестивых и покорных рабов Аллаха . Пусть Всевышний Аллах не даст грехам заточить нас в яму скверны и царство вечной тьмы. И поможет сделать последнюю обитель домом Его милости и долиной блаженств.


1 Грогги – в боксёрской терминологии состояние так называемого «стоячего нокаута».

2 Прокрастинация (психологич.) – постоянное откладывание на потом важных дел.

КАМАЛЬ МАГОМЕДОВ