08 Мая
2024 года
поделиться

ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ

- Можно ли носить маленькую брошку в виде живого существа: бабочки, птички или дракончика... дома, чтобы украсить платок для мужа? (Ульяновск) Изображения и изваяния носить на одежде является нежелательным, близким к хараму. Однако если они будут маленьких размеров – настолько, что детали изображения не проявляются для того, кто смотрит на него на расстоянии приблизительно двух метров, или это изваяние будет изображено без жизненно важных органов, то в этих случаях это будет дозволено. (Ад-дурруль Мухтар)

 Считается ли выделанная шкура медведя нечистой (наджасой) или она очищается? (Анадырь)

 Любая шкура мертвечины очищается дублением, кроме свиньи. Это значит, что выделанная шкура медведя очищается. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Какую бы шкуру ни обработали дублением, это будет её очищением». Поэтому можно совершать намаз в одежде или на коврике из обработанной кожи или шкуры, а также использовать её в других целях. Это то, что касается мертвечины (животное, которое не было забито по Шариату). Если же животное было забито по Шариату, то это будет очищением для её шкуры. Исключением является кожа свиньи, поскольку она не очищается никаким способом. Потому что свинья является нечистью со всеми её частями. («Маракиль фалях»)

 Что сказал имам Абу Ханифа о двух ракаатах приветствия мечети? И если ходить 5 раз в мечеть, то и 5 раз читать (сунна) приветствия мечети? (Дагестан, Ногайский район)

 Тахият-намаз. Количество ракаатов: 2. Вот слова Пророка ﷺ: «Когда кто-либо из вас входит в мечеть, то пусть не садится, пока не совершит два ракаата». «Если это время не макрух; если зашедший в мечеть человек сразу совершил какой-либо другой намаз (фард или сунна), то это заменяет собой эту молитву приветствия». Если человек зашёл в мечеть во время джума-намаза, то тахиятуль масджид не читается. В Книге «Кахастани» приведено: «Кто пришёл в мечеть после утренней молитвы и после аср-молитвы, тот не читает тахиятуль масджид, а читает тасбихи и салаваты, и этим он исполняет права мечети. В Книге «Дурар» от Зия  сказано: «Кто не имеет возможности совершить тахиятуль масджид изза отсутствия омовения или по другим причинам, тому следует сказать четыре раза тасбих: “Cyбxaнa ллaхи вaльxaмдyли-лляхи вa ляя иляяхa илля ллaхy вa ллaхy Акбap”. Если человек заходит в одну и ту же мечеть несколько раз в сутки, то одной молитвы приветствия достаточно. Желательно сказать при входе в мечеть: “Аллахуммафтах ли абваба рахматик”, и когда выходишь: “Аллахумма асалука мин рахматик”». («Радул Мухтар», Мухаммад Амин сын Умара;«Хашияту Тахтави», шейх Тахтави; «Маракиль фалях», Хасан сын Аммара; «Фикху Муяссар», Мавлана Шафик Рахман Надави)

 Может ли после нифаса (послеродовых очищений) сразу начаться хайз (менструальный цикл)? Между нифасом и хайзом необязательно должны быть чистые дни? (Волжский)

 Согласно Шариату между нифасом и хайзом обязательно должны быть чистые дни. Минимальный срок чистоты – пятнадцать суток. Поэтому та кровь, которая идёт сразу после нифаса или до завершения минимального срока чистоты, будет считаться истихазой. Это значит, что после окончания нифаса женщина должна совершать намазы. При этом совершая омовение после наступления времени каждого намаза до тех пор, пока она будет в состоянии истихаза. («Ад-дурруль Мухтар»)

 Включаются ли сунна- и нафль-намазы в каср (сокращённую) молитву или следует совершать только фарз (два ракаата)? И что скажете насчёт сокращения витр- и иша-намазов? Во время путешествия я совершаю касрмолитву таким образом, что она получается полной молитвой со всеми суннами и нафлями, и сокращаю только фарз с четырёх до двух ракааатов. Правильно это или нет? (Москва)

 Каср (сокращение молитвы с четырёх до двух ракаатов) в сафаре (путешествии) осуществляется только в фарзнамазах: зухр, аср и иша. В принципе, необязательно для мусафира (путешественника) совершать сунна-муаккада (усиленную сунну) до и после обязательной молитвы (фарз). Желательно выполнять её, если есть время. Не существует каср (сокращение) в сунна- и нафль-молитвах. Согласно ханафитскому мазхабу, витр является ваджибом и состоит из трёх ракаатов с одним салямом. Витрнамаз должен совершаться вовремя.

 Можно ли мусульманину носить красные рубашки? (Астрахань)

 Нет греха в ношении одежды красного цвета. Однако это является нежелательным действием (карахат танзихия). («Ибн Абидин»)

 Согласно нашему мазхабу (ханафитской школе) обязательной частью полного омовения (гусль) является полоскание рта. Будет ли действительным большое омовение, если у человека в зубах стоят пломбы (соответственно, вода не сможет проникнуть под них)? (Волжский)

 Купание (гусль) будет действительным, если вы выполните его основные требования и как следует прополощете рот. В данном случае пломбы считаются частью зуба, потому что их нельзя удалить без усилий, не повреждая зубы. Поэтому наличие пломбы не делает ваш гусль недействительным («Такрират ар-Рафи», том 1, стр. 154)

 Многие этнические мусульманемужчины в России носят золотые украшения (кольца, цепочки, браслеты и т. д). Я думал, что все знают об их запретности, однако находятся такие, кто не знает об этом. Могли бы вы пояснить этот вопрос? (Волгоград)

 Да, действительно, мужчинам запрещено носить золотые изделия. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Запрещено надевать золото и шёлк мужчинам моей уммы (общины) и разрешено женщинам» (ат-Тирмизи). Ибн Аббас رضي الله عنه сообщил: когда Пророк ﷺ увидел на пальце мужчины золотое кольцо, он снял его и сказал: «И приведут одного из вас к раскалённому углю ада и положат его вам в руку» (имам Муслим, ибн Маджах и Табарани).

 Ас-салам алейкум! Есть ли закят и нисаб мёда? (Дагестан)

Ва алейкуму ссалям ва рахматуллахи ва баракатух! Закят на мёд будет иметь место лишь в следующих случаях:

 1) Если у человека есть мёд, который он хочет продать. В этом случае мёд считается товарным запасом и подлежит закяту (2,5 %), как любые иные товары на продажу и деньги. Закят выплачивается, если нисабом человек обладает в течение года с момента получения им нисаба (в виде наличных, золота, серебра или товаров на продажу).

 2) Ещё один случай в ханафитском мазхабе: если человек получил мёд с территории ушр, на мёд выплачивается 10-процентный ушр (закят). (Бидаят-уль-мубтади. Том 1, стр. 36) Данное правило основано на сообщении господина Абу Хурайры رضي الله عنه: «Пророк ﷺ написал жителям Йемена, что ушр (десятина) должен вычитаться из мёда (в качестве закята)». (Байхаки. Том 4, стр. 126) Земля получает данный статус (ушра), если определённая местность или город были во владении проживавших там неверующих, а затем были в сражении завоёваны мусульманами, Ислам стал распространён там, и правительмусульманин распределил земли неверующих среди мусульман. Если жители добровольно примут Ислам, то эти земли тоже получат статус ушр-земель. Например, вся Аравия – ушр-земля.

 Но есть и другие варианты, когда земля становится ушр-землёй. Если говорить о России, то, согласно мнению имама Абу Ханифы (и ханафитская фетва даётся по его мнению), ушр (10 %) на мёд подлежит уплате в том случае, если мёд производится на земле, принадлежащей мусульманину. (Тасхих ва Тарджих аля «Мухтасар» Кудури. Стр. 200)

 Можно ли женщине, которая находится в состоянии хайза, заходить в мечеть? Если она там преподаёт, к примеру, и нет боязни испачкать мечеть. (Волгоград)

Запрещено женщине, которая находится в состоянии хайза, заходить в мечеть из-за слов Посланника Аллаха ﷺ: «Я не дозволяю мечеть для того, у кого отсутствует полное омовение (джунуб), и той, которая находится в состоянии менструальных циклов (хайз)». («Маракиль фалях»)

 Я слышала, что выделения, которые бывают каждый день, обычные, наджасой не являются. Это так? (Волгоградская область)

 Что касается влажности внешнего полового органа женщины, то он чистый, по единогласному мнению учёных. Это подобно влажности пота, выходящего из тела. Под внешним половым органом имеется в виду то, что выявляется при сидении. То же, что не выявляется при сидении, называется внутренним половым органом. И в этом вопросе в ханафитском мазхабе существуют два мнения. Согласно мнению имама Абу Ханифы, влажность в женском половом органе считается чистой и поэтому не загрязняет одежду, и этому мнению можно следовать. Это в том случае, если с этой влажностью не смешалось то, что однозначно считается наджасой, как, например, кровь, семя и т.д. Что же касается мнения Абу Юсуфа и Мухаммада – учеников Абу Ханифы, влажность в женском половом органе считается наджасой, т. е. нечистой. И в этом мнении предосторожность. (Ибн Абидин)