28 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

«Всё течёт, всё меняется»

«Всё течёт, всё меняется» – эта фраза (как сейчас сказали бы, мем) была одной из любимых поговорок у нас на философском факультете.

Студентами мы любили ввернуть это выражение в самый неожиданный (а порой и откровенно неподходящий) момент. На улице слякоть и мокрый снег – «всё течёт, всё меняется»; только получили стипендию, и вот уже от неё ничего не осталось – снова «всё течёт, всё меняется»; преподаватель проверяет по списку слушателей лекции, кто-то из студентов проспал, а другой вообще перестал посещать занятия и предпочёл стать свободным художником – ну, как тут не скажешь «всё течёт, всё меняется». 

Афоризм «Всё течёт, всё меняется» (лат. Omnia fluunt, omnia mutantur), или «Всё течёт, и ничто не остаётся на месте» приписывают древнегреческому философу Гераклиту. Смысл этого изречения сводится к фразе «Всё движется», или «Нет ничего постоянного», что противопоставляют учению философской школы элеатов, считавших бытие непрерывным, вечным и неизменным. 

Оригинал изречения Гераклита не сохранился, а известной фраза об изменчивости всего сущего стала благодаря цитате из диалога Платона «Кратил», где приводится не только это выражение, но и не менее известное «Нельзя войти в одну реку дважды». Если точнее, то звучат они так (в русском переводе Т. В. Васильевой): «Гераклит говорит где-то: “всё движется и ничто не остаётся на месте”, а ещё, уподобляя всё сущее течению реки, он говорит, что “дважды тебе не войти в одну и ту же реку”». 

Для понимания приведу ещё два фрагмента. «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые». «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды и нельзя тронуть дважды нечто сiмертное в том же состоянии, но по причине неудержимости и быстроты изменения всё рассеивается и собирается, приходит и уходит». Здесь река символизирует время и непрерывное движение. Вода течёт, и получается, что в разные моменты времени вода в реке разная. И человек успевает измениться (даже на клеточном уровне «состав» тела постоянно обновляется). И когда он попытается вновь войти в реку – и река, и он сам уже не будут прежними. Вроде бы та же река, но в ней уже другая вода. И человек, на первый взгляд, тот же, но на самом деле он уже иной. 

Любопытно, что понятие о текучести времени приобрело и материальное воплощение. Так, расхожая фраза «много воды утекло» (что значит «время прошло» – произошли существенные перемены), предположительно, отражает ход старинных часов. Ещё до знакомых нам песочных часов люди пользовались водяными: жидкость в них по капле вытекала из отверстия на дне сосуда, а время определяли с помощью указателя, передвигаемого под давлением воды внутри скрытого от глаз резервуара. В Греции такие часы назывались «клепсидра» (буквально «воровать время»), и именно благодаря им родилось выражение «время истекло».

Часто такие часы устанавливались в ходе судебных заседаний, чтобы обвинители и защитники видели, сколько времени им осталось. 
Что же касается изменчивой природы человека, то её можно проследить не только на физическом, клеточном уровне, о чём упоминалось выше, но и на уровне его интеллекта, характера, мировоззрения. И такой «текучести» подвержен каждый. Разница лишь в том, что один, как говорится, плывёт по течению, реагируя на малейшее дуновение ветра, а другой – о таком человеке говорят, что он обладает внутренним стержнем, – способен следовать своим убеждениям, сохранять позицию по важным для него вопросам, придерживаться выбранного жизненного курса. 

В духовном плане постоянство человека определяется неуклонным следованием прямому, верному пути, что называется «истикама». Вот как пишет об этом Муфтий Дагестана, шейх Ахмад-афанди Абдулаев в книге «Благонравие праведников»: «Истикама – это отдаление от привычек и обычаев, свойственных нафсу (прим.: эго), и постоянное следование истине и правильному пути, предписанному Всевышним Аллаhом. О дети мои, будьте среди тех, кто верит в тайное и явное, и вступите в круг истикамы – это величественнее, чем караматы (прим.: чудеса, или чудотворения, происходящие с праведниками). Запомните, что наличие истикамы делает богобоязненность совершенной. Истикама – это побуждение своего нафса к соблюдению нравов, о которых говорится в Коране и хадисах. <…> Также знай, что следование правильному пути в религии – это степень, посредством которой достигается совершенство и полноценность всякого дела. Этот уровень осилят лишь великие люди.

В подтверждение приведём историю, переданную от одного из шейхов. Ему приснился Пророк ﷺ, у которого он спросил: “О Посланник Аллаhа ﷺ, передают, что ты говорил: «Когда была ниспослана сура «Худ», я поседел». Что в ней заставило тебя поседеть: притчи о пророках или истории о погибели народов?” Он ответил: «Не они, а слова Всевышнего (смысл комментария): “Придерживайся (о Мухаммад ﷺ) прямого пути так, как велено тебе!”» (сура «Худ», аят 112).

Из этого отрывка можно сделать вывод о том, что неуклонное следование правильному пути – высокий уровень, достичь которого способны лишь избранные люди. В то же время это то, к чему следует стремиться каждому из нас, даже если мы осознаём собственную слабость на пути достижения совершенства, ведь по своей природе человек изменчив, и тот, кого сегодня мы видим слабым и недостойным, завтра может достичь высокой степени перед Всевышним. Понимание этого – и мотивация к развитию для нас самих, и напоминание о том, что не следует осуждать другого, видя его неподобающее поведение или проявление негативных черт характера. 

В завершение приведу суждение об изменчивости человека, которое принадлежит Льву Толстому: «Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек течёт, и в нём есть все возможности: был глуп, стал умён, был зол, стал добр, и наоборот. В этом величие человека. И от этого нельзя судить человека. Какого? Ты осудил, а он уже другой» (Л. Н. Толстой. Дневник. 1898 год). Действительно, как можно судить другого, когда и река времени уже изменила течение, и сам человек пребывает в бесконечных метаморфозах? Постоянной остаётся лишь истина, которая и является для нас устойчивым маяком в меняющемся мире. 
 

Малика Воронина/ г. Санкт-Петербург