Как ребёнка ни назови… главное – воспитай
Родители и ближайшие родственники долго совещаются, спорят, придумывая имя для новорождённого: назвать ли его в честь всеми любимого дедушки, отважного воина, мудрого учёного или даже пророка.
Но как только ребёнок появляется на свет, все эти долгие рассуждения о том, почему и ради чего он был назван так, а не иначе, забываются. И вот уже девочка становится рыбкой и солнышком, а мальчик – зайкой и котиком.
Хочешь вырастить из сына настоящего мужчину – называй львом (орлом или тигром), а не сравнивай его с трусливым зайчиком. В этом действительно есть своя мудрость: слова, как известно, обладают невероятной силой. Неслучайно некоторые детские психологи и специалисты по развитию советуют перед сном или уже спящему ребёнку на ухо говорить то, что вы ему желаете: «Ты самый здоровый, сильный, ловкий…» Предполагается, что на подсознательном уровне дети воспринимают эти слова и на самом деле стараются им соответствовать. Так это или нет, знать достоверно нельзя. На мой взгляд, главное в таких методах – не увлекаться и не слишком надеяться на свои возможности, а вместо этого уповать на Всевышнего. А ещё, мечтая вырастить из ребёнка «царя зверей», не забывать о том, что прежде всего он должен стать достойным человеком. Поэтому вместо стереотипных гендерных ролей (вроде защитника, который не проронит и слезинки и ничего не боится) прививать ему благой нрав и так называемые «мягкие» навыки (от англ. soft skills) – умение учиться, справляться со стрессом, договариваться, работать в команде, адаптироваться к изменениям.
С чего рекомендуют начать специалисты, когда речь идёт о воспитании мальчика?
Первое – поощрять инициативу. Не ругать и не делать за него, если у него что-то не получилось сразу или получилось не так, а дать возможность попробовать. В противном случае вы навсегда отобьёте желание за что-либо браться самому.
И не забывайте хвалить за успехи. Ребёнку важно не только мягко указывать на ошибки и промахи, но и хвалить за то, что получилось. Так вы сформируете у него мотивацию к достижениям.
Второе – научите ребёнка самостоятельности, особенно когда речь идёт о его потребностях. Погладить и сложить одежду, приготовить самый простой завтрак, пришить пуговицу – и не стоит говорить, что это якобы женские обязанности. Во-первых, никаких «женских обязанностей» по определению не существует, это называется «навыки самообслуживания». Во-вторых, вы рискуете вырастить бытового инвалида.
Добавим, что очень важно не уходить в гиперопеку, которая оборачивается отсутствием доверия к ребёнку и стиранием его личных границ. Следствие тотального контроля – несамостоятельность, инфантильность и апатия в перспективе.
Третье – не позволяйте себе и другим насмехаться над мальчиком, даже если собственная манера кажется вам добродушной. Для будущего мужчины нет ничего более унизительного, чем подшучивания, тем более от близких. Они провоцируют развитие комплексов, которые будут сопровождать человека всю жизнь.
Четвёртое – научите мальчика нести ответственность за свои слова, решения и поступки. Начните с малого: пусть извинится, если обидел другого ребёнка на детской площадке, или сам попробует починить сломанную игрушку. И, что важно, сами показывайте пример: расскажите, как вы заранее предусмотрели последствия своих решений, как вышли из сложной ситуации, и обязательно попросите прощения, если задели ребёнка. Это ещё и сформирует у него адекватную самооценку.
Пятое – позвольте мальчику самому справляться со своими обидчиками (конечно, если речь идёт о сверстниках). Будете каждый раз вступаться за ребёнка – он и в будущем не сможет решить свои проблемы и постоять за себя.
А для этого будет кстати шестой пункт: приучение сына к спорту, с одной стороны, и к чтению – с другой. Чтобы быть здоровым, выносливым, сильным, важно привыкать держать своё тело в тонусе. Но не меньше в тренировке нуждается мозг: начитанный мальчик с широким кругозором сможет найти ответы на свои вопросы, получить достойное образование и стать интересным собеседником в любой компании.
Кстати, о компании.
Пункт седьмой. В первые годы жизни все дети привязаны к матери, но с определённого возраста (лет с пяти-шести) мальчику критически важно иметь перед глазами мужской пример. Будь то отец, дедушка, тренер или учитель. В этом смысле большая ответственность лежит на мужчинах в окружении ребёнка. Если же (как, увы, бывает нередко) отец у мальчика есть, но присутствует в его жизни лишь формально, то ему не стоит рассчитывать увидеть в своём наследнике того самого «настоящего мужчину», о котором он грезил, называя младенца львом.
В то же время – это восьмой пункт и опять же зона ответственности отца или другого близкого для ребёнка мужчины – следует привить мальчику уважение к женщине. Здесь в который раз повторим вроде бы очевидную (но не всеми принятую на практике) мысль: модель поведения ребёнка формируется на наглядном примере. Если папа (дядя, дедушка, брат) говорит о девушках и девочках лишь в уничижительном ключе («не плачь, как девчонка», «не бойся, ты же не девочка»), то и мальчик впитает такое же отношение. Если же папа заботится о своей жене, маме, дочери, сестре, помогает им в домашних делах, оберегает от тревог и переживаний, то и сын будет вести себя так же.
Номер девять. Каждому ребёнку, независимо от пола и возраста, необходимо чувствовать себя важным и нужным, получать – подчеркнём – БЕЗУСЛОВНУЮ любовь и принятие. Это основа для развития здоровой и гармоничной личности. Важно интересоваться мнением сына, уважать его позицию, советоваться с ним и обсуждать различные вопросы (соответственно возрасту). Так мальчик научится отстаивать свою точку зрения, доверять другим и уважать их в ответ, а также не будет испытывать проблем с самооценкой и реализацией.
И, наконец, пункт десятый. Казалось бы, банальная вещь: необходимо научить ребёнка быть добрым и справедливым. Благородство, снисходительность, умение прощать, готовность понять других и помочь нуждающимся – гораздо более важные качества для мужчины, чем показная храбрость, нарочитая грубость и твёрдость характера.
Малика Воронина/ г. Санкт-Петербург