03 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Медицина

СДВГ – диагноз, с которым надо научиться жить

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является невролого-поведенческим расстройством развития,

которое проявляется трудностями с концентрацией и поддержанием внимания, чрезмерной двигательной активностью и несдержанностью. 

СДВГ – одно из самых распространённых расстройств в психиатрической практике. Более 5–8 % детей имеют эту патологию, и мальчики чаще, чем девочки. Около 30 % детей «перерастают» данный синдром или приспосабливаются к нему во взрослой жизни. 

Главное проявление расстройства – нарушение способности ребёнка контролировать и регулировать своё поведение. Важно понимать, что не плохое воспитание и черты темперамента стали причинами этого расстройства, а особенность строения и функционирования головного мозга, нарушения работы нервной системы.
СДВГ предопределяется недостаточной зрелостью лобных отделов коры полушарий головного мозга. Это сказывается на развитии способности человека руководить своим поведением, чувствами, желаниями, анализировать сложные ситуации, принимая продуманные решения, ставить цели, выстраивать и воплощать план их достижения. У детей с СДВГ процесс возрастного созревания идёт не как у всех остальных ребят. Из-за нарушения импульс-контроля они нетерпеливы, им трудно сдержаться и не начать исследовать объект интереса немедленно, не спрашивая разрешения. Если им не нравится что-то делать, они усиленно избегают этого. Импульсивность приводит к тому, что ребёнок часто не учитывает опасность, он не успевает о ней вспомнить и осознать, в общении проявляет чрезмерную болтливость, стремление доминировать в разговоре, склонность перебивать других.

К сожалению, из-за постоянных неудач, всевозможных эмоциональных всплесков, навешивания ярлыков у детей с СДВГ возникают проблемы с самооценкой и образом самого себя.

Точная причина возникновения СДВГ неизвестна, предпосылками возникновения могут быть осложнения при беременности, патологии родов, хронические заболевания матери, генетические факторы, любые заболевания ребёнка на первом году жизни (астма, пневмония, сердечная недостаточность) и нарушающие нормальную работу мозга факторы окружающей среды.

Основные симптомы СДВГ

Дефицит внимания: неорганизованность, недостаток усидчивости и значительные трудности с концентрацией в выполнении различных заданий, не представляющих явного интереса или не сулящих поощрения. Человек постоянно отвлекается и испытывает проблемы с самоорганизацией.

Гиперактивность: избыточная двигательная активность, непоседливость, расторможенность, человек не может спокойно оставаться на одном месте в течение сколь-нибудь продолжительного времени.

Импульсивность: совершение действий без раздумывания и оценки последствий совершаемых поступков.

При правильном подборе психологических и педагогических методов помощи и адекватном медицинском сопровождении все проявления обычно успешно поддаются терапии, но сам синдром сопровождает человека так или иначе на протяжении всей жизни. 

Диагностика

СДВГ – это поведенческий диагноз. Нельзя определить СДВГ, сделав анализ или какое-либо инструментальное исследование. Диагноз ставится исключительно врачом в результате комплексной оценки, включающей наблюдения и интервью с пациентом, родителями, учителями и другими окружающими его людьми. В диагностику включаются специальные тесты для оценки внимания и других психических процессов. Далее составляется комплекс медикаментозной, психологической и педагогической коррекции. 

Для семьи, где растёт ребёнок с СДВГ, важно понимать природу синдрома, изучать и читать книги на данную тему, подписаться на блоги и каналы – они позволят узнать больше об особенностях и навыках, которые важно формировать при данной патологии. Если помогать ребёнку в организации среды, учёбы, режима труда и отдыха, с СДВГ можно жить полноценной жизнью и достигать успехов.

Есть мнение среди родителей, что гиперактивность – избыток энергии, которую надо выплеснуть, но это не совсем так. Необходима направленная физическая активность, рекомендуется посещение спортивных секций без соревнований и агрессивной составляющей спорта. Лучше всего в качестве терапии для ребёнка подходит плавание, лыжи, бег на длительные дистанции, велоспорт, туризм и скалолазание. 

Семейный психолог Оксана Алмазова отмечает: «Дети, имеющие диагноз «СДВГ», – необычные, поэтому требуют к себе особенного отношения. Таким детям действительно необходимо больше внимания, чем остальным. С ними нужно больше заниматься и, соответственно, вкладывать в них больше сил. Они часто вызывают раздражение у окружающих. Педагоги не всегда готовы их обучать, пытаются сломать этих детей и своими криками сделать их такими, «как все». Эффект получается противоположный: вместо послушания возникает агрессия, что усугубляет ситуацию, усиливает непослушание и, как следствие, нелюбовь к школе и нежелание учиться. Тем не менее, эти дети обладают пытливым умом и высокой познавательной активностью. Им всё интересно. У них обычно хорошая память, и, несмотря на то, что они вертятся во время урока, всё слышат и запоминают».

Рекомендации родителям детей с диагнозом «СДВГ»:

• Соблюдайте чёткий и понятный режим дня совместно с ребёнком. Старайтесь добиваться результата твёрдо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребёнку чувствовать личную ответственность, если не выполняет – не ругайте, а помогите, сделайте вместе.
• Не допускайте переутомления, чрезмерного влияния на нервную систему, иначе ответом со стороны ребёнка будет перевозбуждение и неадекватная реакция.
• Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придётся делать уроки вместе с ребёнком. Не подсказывать, а следить, чтобы он выполнял задание и не отвлекался. Понаблюдайте за ребёнком и отметьте, через какое время он начинает отвлекаться. В этот момент ему нужно сменить вид деятельности: с решения задач – на чтение, с чтения – на работу руками и т. д. 
• Не стоит криками заставлять ребёнка сидеть спокойно – получите обратный эффект, настроите его против себя, потеряете доверие. Говорите спокойно, сдержанно, проявляйте терпение.
• Необходимо хвалить и поощрять детей с СДВГ даже по самому незначительному поводу, это придаёт им силы и уверенность в себе.
• Обеспечьте позитивный физический контакт: подержите за руку, погладьте по голове, прижмите к себе.

Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она даёт возможность ребёнку оценить поведение и своё, и окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. 

Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект. Следует эмоционально поддерживать ребёнка во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Важна родительская планомерность, терпение, вера в него, и постепенно ситуация начнёт меняться в лучшую сторону.
 

Наида Алиева/ г. Санкт-Петербург