05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.09.2023 (по Шафии)

1,Как поступить с прибавкой, которая образовалась в проданном товаре, в случае его возврата по причине обнаружения недостатка?

Если к моменту расторжения сделки в товаре выявится неотделимая от него прибавка, например животное прибавит в весе или деревья существенно вырастут, то её возвращают продавцу вместе с товаром.
Если же прибавка к проданному товару будет отдельной от него, например в виде детёныша животного или плодов, собранных с дерева, то она остаётся покупателю при условии, что в момент заключения сделки животное не ждало детёныша или на дереве не было сформировавшихся плодов.
В случае если при продаже животное ждало потомство, а плоды на дереве уже были сформировавшимися, они должны быть возвращены продавцу вместе с товаром.
 («Мугни аль-Мухтадж»)

2.Каков порядок совершения заупокойной молитвы, если не успел вступитьв намаз за имамом?

В таком случае после вступительного такбира («Аллаhу Акбар!») нужно приступить сразу к чтению суры «Аль-Фатиха», независимо от того, что читает имам.
Если после вступления в намаз не успел прочитать суру «Аль-Фатиха», а имам вступил уже в следующий такбир, то необходимо последовать за ним, и необходимость дочитать «Аль-Фатиху» снимается. Это подобно тому же, что и в обычном намазе, когда масбук (опоздавший) вступает в намаз за имамом, не успевая дочитать эту суру. Те такбиры, которые масбук не совершил с имамом, необходимо восполнить с чтением азкаров после завершения (салама) намаза имама.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани»)

3.Если человек дал клятву и намерен нарушить её, можно ли ему совершить искупление за нарушение клятвы (каффарат) до того, как он нарушит её, или это необходимо сделать после?

Искупить нарушение клятвы можно следующими способами: накормив десять бедняков; дав им одежду; освободив раба (на сегодняшний день последнее неактуально).

Если человек не в состоянии искупить нарушение клятвы ни одним из этих способов, то он имеет право перейти к следующему способу искупления  – обязательному трёхдневному посту.

Если человек совершает искупление клятвы первыми тремя способами, то есть кормлением бедняков, дарением одежды или освобождением раба, то ему разрешается выполнить его до того, как он нарушит клятву. Если же искупление совершается соблюдением трёхдневного поста, то сделать это можно только после нарушения клятвы.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани», «Мугни аль-Мухтадж»)

4.Можно ли совершать дополнительные намазы с различными намерениями, если они не имеют основы в Коране и Сунне?

Совершение дополнительных намазов является богоугодным делом, и это то, к чему побуждал Пророк ﷺ. 

Однако дополнительные намазы в контексте данного вопроса можно разделить на две категории:

1. Намазы, связанные с определённой ситуацией, временем или действием. Намерение и способ совершения этих намазов (витр-намаз, духа-намаз и т. п.) чётко описаны в Сунне Пророка ﷺ. 
2. Намазы, не связанные с чем-либо (сунна мутлака). Такие намазы можно совершать в неограниченном количестве. 
Однако нельзя совершать дополнительные намазы с таким намерением, которое не имеет основания в религии.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Не разрешается совершать и не будут действительными намазы, которые не имеют основы в Сунне». 
Если человек совершит намаз с намерением, которое не передаётся ни в Коране, ни в Сунне (например, намаз, который совершается с намерением защититься от зла наступившего дня, или с намерением на истихару для всех дел, которые он будет совершать в течение дня, или же особый намаз, который совершается каждый день недели), то он будет недействительным и совершать его запрещается, так как для совершения его с таким намерением нет основы в религии.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Ианат ат-Талибин»)

5.Кто забирает души животных и какова их участь в Судный день?

Посланник Аллаhа ﷺ запрещал бессмысленное убийство животных и жестокое к ним отношение. В достоверном хадисе сказано: «Не используйте в качестве мишени ни одно живое существо» (Муслим).

Что касается того, кто забирает души животных, то прямых достоверных текстов на этот счёт от Пророка ﷺ нет, однако есть косвенные тексты, некоторые предания на этот счёт от первого поколения учёных.

Учёный по имени Исхак сказал: «Что касается того, кто забирает души животных, то Бакияа бин Валид передал нам от Ибн Аббаса رضي الله عنه, что, когда его спросили: “Кто забирает души животных?” – он ответил: “Ангел смерти”. Но также пришло в другом хадисе, что их души выходят сами».

Большая часть учёных, такие как имам Малик, аль-Куртуби, ас-Суюти, Марии аль-Карми, Ибн Уджайба, аль-Алюси, аз-Зуркани и другие, придерживаются мнения, что души животных забирает Ангел смерти, как и души людей и джиннов.

Марии аль-Карми аль-Ханбали писал, что более основательным из доказательств является то, что души животных не умирают со смертью своих туш. По поводу места их пребывания после смерти он пишет, что на этот счёт нет никаких преданий, не считая предания о том, что души людей, джиннов, животных соберутся после дуновения в рог Ангелом Исрафилем u перед началом Судного дня.

В Коране и хадисах Пророка ﷺ указывается, что в Судный день животные воскреснут, как и люди, и Всевышний восстановит справедливость между ними, дав каждому из них отомстить другому за вред, что оно ему причинило, а затем Он обратит их всех в пыль (землю). Неверующие, увидев это, скажут (смысл комментария): «…О, если бы мы (тоже) могли обратиться в землю» (сура «Ан-Наба», аят 40). 
(«Масаиль аль-Имам Ахмад», «Рух аль-Маан», «Арвах аль-Ашбах»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 
(СМС, WhatsApp, Telegram).