11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.08.2023 (по Шафии)

1.Есть ли желательность в том, чтобы саван для женщины был красивее, чем для мужчины?

Нет желательности в том, чтобы женский саван был более красивым, чем мужской. Для кого бы саван ни предназначался, для мужчины или женщины, желательно, чтобы он был из белого чистого плотного материала такого качества, что покойный мог бы надевать его при жизни.

В достоверном хадисе Пророка ﷺ сказано: «Любой из вас, когда будет заворачивать тело своего брата в саван, пусть позаботится о том, чтобы саван был хорошим» (ат-Тирмизи). Под словом «хорошим» подразумевается чистота, не дороговизна.

Сподвижник Али ибн Абу Талиб t передаёт от Посланника Аллаhа ﷺ: «Не тратьте слишком много на саван, ибо очень скоро он (покойный) всё равно лишится его» (Абу Давуд). 

(«Тухфат аль-Ахфази», шарх Джами ат-Тирмизи)

2.Правда ли, что слюна или жидкость, которая выделяется изо рта во время сна, считается нечистотой (наджасой)?

Если человек знает, что слюна выделилась изо рта, то она считается чистой. Также слюна считается чистой, если он сомневается, откуда вышла слюна: изо рта или из желудка, однако в этом случае желательно промыть место, куда она попала.

Если же человек уверен, что слюна или жидкость вышла из желудка (это можно узнать по изменению её цвета и запаха), то она считается нечистой (наджасой).
Однако если человек страдает частым выходом жидкости изо рта во время сна, то это ему прощается (делается послабление), как бы много её ни было, даже если он знает, что она идёт из желудка, так как трудно этого остерегаться.

Следует отметить, что эта слюна или жидкость прощается только тому, кто страдает этим явлением, однако для других она считается наджасой. Следовательно, если другой человек без всякой необходимости испачкается такой слюной, ему следует промыть испачканное место. 
(«Асна аль-Маталиб», «Нихая аль-Мухтадж», Хашия аш-Шабрамаллиси, «Тухфат аль-Мухтадж», Хашия аш-Ширвани)

3.Где начинается путешествие (сафар) того, кто путешествует по морю?

Если город расположен на берегу и до порта не нужно добираться сушей, то есть корабль может подплыть прямо к берегу, то началом путешествия будет считаться момент, когда корабль отчаливает от берега.

Если же корабль не может подплыть к берегу, например из-за мелководья, и до него нужно добираться на лодке, то и в этом случае началом путешествия будет считаться начало отплытия лодки от берега.

Если же порт или корабль находятся за чертой города и до них нужно добираться по суше, то началом путешествия, как и путнику по суше, будет считаться момент пересечения границы города. 
(«Тухфат аль-Мухтадж», Хашия аш-Ширвани)

4.Можно ли жене отказывать мужу в интимной близости?

Относительно ослушания мужа в целом важно и нужно знать, что нушуз (то есть ослушание) считается одним из тяжких грехов, как указывали на это такие учёные, как имамы аз-Захаби и Ибн Хаджар. 

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Жена, которая отказалась прийти на супружеское ложе, когда муж позвал её, и он провёл ночь в гневе на неё, до утра находится под проклятием ангелов» (аль-Бухари, Муслим).

Имам ан-Навави, комментируя этот хадис, говорит: «Этот хадис является доводом к тому, что запрещено отказывать мужу в интимной близости». Однако жена имеет право отказать мужу в близости в следующих ситуациях:

– если это вредит её здоровью и причиняет ей боль;
– если близость с мужем противна из-за его нечистоплотности, например из-за неприятного запаха, исходящего от него;
– если её отказ связан с причинами, когда ей нельзя иметь близость согласно нормам религии, как, например, менструация, послеродовые выделения.

Женщинам необходимо знать, что у мужей относительно жён есть определённые права, установленные Всевышним и Его Пророком r, и повиновение мужу в этих правах – это повиновение Всевышнему, а ослушание есть ослушание Всевышнего.

Посланник Аллаhа ﷺ, делая наставление женщинам, призывал их угождать своим мужьям: «Какая бы женщина ни умерла, оставив мужа довольным, она войдёт в Рай» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа). 

(«Тухфат аль-Мухтадж», Хашия аш-Ширвани, «Хашия аль-Буджайрими», «Ас-Сирадж аль-Мунир»)

5.Можно ли выделить в качестве вакфа (безвозмездное пользование) для мечети один из этажей многоэтажного дома? И является ли обязательным условием, чтобы земля, на которой построена мечеть, была вакуфной, чтобы в ней совершить итикаф (пребывание в мечети с намерением поклонения)?

Владелец многоэтажного дома имеет право дать в качестве вакфа отдельный этаж, используя другие этажи для своих нужд. Например, у человека есть трёхэтажный дом, и он может отдать в качестве вакфа для мечети первый этаж, оставив себе второй и третий этажи, или наоборот, оставить первый этаж себе, а другие дать в качестве вакфа.

Если человек построил трёхэтажный дом и выделил все три этажа для мечети в качестве вакфа, он не имеет права менять своё решение и взять обратно один или два этажа для своих нужд. Ибо с момента, как он выделил здание для мечети в качестве вакфа, он перестаёт быть хозяином этого здания.
Допустимо также построить здание на арендованном или находящемся в чьей-то собственности участке и выделить для мечети в качестве вакфа отдельно постройку.

Для того чтобы итикаф считался действительным, необходимо, чтобы помещение, в котором соблюдается итикаф, обладало статусом мечети. А статусом мечети может обладать то место, которое было выделено в качестве вакфа для мечети.

Примечание:

Для того чтобы итикаф в мечети, построенной на арендованной или собственной земле, считался действительным, необходимо сделать намерение на вакф для напольного покрытия, так как земля, на которой построена мечеть, не вакуфная.

Стоит отметить, что если прикрепить ковёр к полу и человек, передавая в мечеть ковёр, сделает намерение вакфа, то данное место тоже принимает статус мечети, и в нём можно совершить итикаф. Следовательно, к нему применяются все положения, что и к мечети, как, например, запрет пребывания в нём в состоянии регулов для женщин или без ритуального купания и т.д. 

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 
(СМС, WhatsApp, Telegram).