11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Берегись автомобилиста

Ситуация с безопасностью на дорогах, к сожалению, год от года не становится лучше.

Как итог растёт число дорожно-транспортных происшествий и увеличивается смертность. Статистика констатирует страшные цифры унесённых дорогой жизней. Гибнет много людей в расцвете сил, погибает немало детей. Каждое чрезвычайное происшествие на дороге – это трагедия в какой-то семье, родные лишаются близкого человека. А для общества – потеря активного, трудоспособного гражданина. 

Дорожные службы и правоохранительные органы прилагают усилия для исправления сложившегося положения вещей. Для этого дорожники каждый год по всей стране вводят в эксплуатацию новые километры дорог, ремонтируют старые, а органы ГИБДД следят за порядком, ужесточают наказание за нарушение правил дорожного движения. Нельзя не замечать проводимой работы. Каждое ведомство в меру своего понимания и возможностей старается снижать аварийность на дорогах. Но и само общество не должно, наверное, отстраняться от решения наболевшей проблемы. Нельзя одним отстранённо смотреть на усилия других и быть лишь критикующим наблюдателем. Общая задача, стоящая перед всем обществом, не должна быть в зоне ответственности лишь одной его части. 

Каждый из нас является участником дорожного движения. В качестве водителя, пассажира или пешехода мы ежедневно попадаем в орбиту дорожных отношений, где есть свои установки, запреты, писаные законы и неписаные правила. Для сохранения жизни и здоровья, для поддержания порядка и для того, чтобы не было хаоса, все участники дорожного движения просто обязаны придерживаться ПДД. Всем известно, что пешеходу нельзя переходить дорогу в неположенном месте, а пассажиру – отвлекать водителя, но самая большая ответственность лежит, конечно, на человеке за рулём. Я бы сказал, что каждый выезд автомобиля на дорогу по степени важности и серьёзности должен быть похожим на взлёт самолёта. Роли шофёра и пилота ничем не различаются, но почему-то в большинстве своём у первых нет такого страха и понимания всей полноты ответственности, которые должны бы быть. 

От водителя зависят жизни не только его собственная и его пассажиров, но и всех тех, кто находится вблизи его транспорта. Лихачи и дураки, не задумываясь превышают скорость, с лёгкостью выезжают на встречную полосу, беспардонно обгоняют справа, глупо игнорируют сигнал светофора. На самом деле всё это не просто нарушение установленных правил, это смертельная опасность и угроза всем участникам дорожного движения. Такие водители являются по сути потенциальными убийцами. 

Что же делать нам, всем остальным, вышедшим на дорогу? Несмотря на обилие видеокамер и патрулей, полиция не может выявить всех нерадивых водителей и наказать за каждое нарушение, не может в одиночку справиться со сложившимся положением дел. Как мне кажется, общая для людей проблема не должна быть головной болью лишь для сотрудников в погонах. В идеале каждому из нас не следует никак нарушать правила. Но если пока это недостижимо, надо сообща, всем гражданским обществом думать над проблемой, искать пути её решения. Перенимать опыт других, искать свои методы, подключать все слои населения. Если искренне захотеть и сильно постараться, можно многое изменить. 

На мой взгляд, в первую очередь надо прилагать больше усилий в сторону основных виновников ДТП – водителей. А как это сделать эффективно и с чего начать – надо думать: применять ли всесторонние меры по воспитанию, крайне ужесточить наказание или внедрять что-то другое. Например, как метод борьбы со злостными нарушителями можно попробовать проведение разъяснительной работы в виде бесед с ними или их родственниками. 

Нередко бывает, что в небольших городах или посёлках ребята лихачат и подвергают опасности всё население. Их нетрудно вычислить, а потом уважаемые люди могли бы вместе с имамом прийти к ним и сделать назидание и замечание и провинившемуся человеку, и старшему в семье. Наверняка если это адекватный человек, то всё правильно поймёт и примет нужные меры. Думаю, в каждом селе или городском квартале есть свои активисты, неравнодушные люди. Институт общественного порицания смог бы оказать влияние на улучшение ситуации (вовсе не обязательно с «простите, я виноват» на камеру). Это лишь один из инструментов, которым можно воспользоваться. 

Дискуссия открыта, в улучшении ситуации на дорогах заинтересованы все: правительственные органы, народ, полиция. 
Основное, что мы можем сделать, – это быть дисциплинированными и понимать ответственность за свои действия на дороге. 
 

Азиз Мичигишев